ДОГОВОР НА ГОСЗАКУПКУ: ИСКЛЮЧАЕМ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
УЧАСТНИКА-ПОБЕДИТЕЛЯ

Ю.А.АМЕЛЬЧЕНЯ,
доцент кафедры гражданского
и хозяйственного права
Академии управления при Президенте
Республики Беларусь,
кандидат юридических наук,
доцент, медиатор
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 30 января 2018 г.

Правовая ситуация


Заказчиком по результатам проведения процедуры государственной закупки (электронный аукцион) определен участник-победитель. По истечении срока на обжалование участник-победитель направил заказчику подписанный им проект договора на государственную закупку, в котором изменил условие об ответственности, ранее предусмотренное проектом договора (вместо пени за каждый день просрочки в размере 0,15% указан штраф в размере 0,01% от суммы неисполненного обязательства), размещенным в составе аукционных документов. Вопрос заключается в правомерности подобных действий участника и о том, какими должны быть действия заказчика.


Комментарий


При проведении электронного аукциона как процедуры государственных закупок договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки, поскольку ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках).


Причем документы, представляемые участнику для подготовки предложения, - это аукционные документы, составляемые и утверждаемые заказчиком (организатором), в состав которых включен проект договора (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения (абз. 5 п. 1 ст. 43 Закона о госзакупках).


Тем самым сам заказчик (организатор) формирует и предлагает всем потенциальным участникам электронного аукциона одинаковые условия исполнения обязательств по договору на государственную закупку, что обеспечивает реализацию принципов гласности и прозрачности процесса государственных закупок, развития добросовестной конкуренции, обеспечения справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (ст. 4 Закона о госзакупках).


Каждый участник электронного аукциона при подаче предложения должен включить в его состав (в первый раздел предложения) заявление о своем согласии (в случае признания его участником-победителем) заключить договор на условиях, указанных в аукционных документах и его предложении (абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 45 Закона о госзакупках), что обеспечивается посредством указания соответствующих сведений в форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки.


Очевидно, подобный механизм обеспечивает и реализацию п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках, когда договор заключается в соответствии с аукционными документами.

Предполагается, что у участника не может быть возражений относительно проекта договора на государственную закупку, если им подано предложение с согласием заключить договор на предложенных заказчиком (организатором) условиях. Если потенциальный участник не согласен с условиями проекта договора на государственную закупку, еще на этапе подготовки и подачи предложений до истечения соответствующего срока он вправе обратиться к заказчику (организатору) с запросом о разъяснении аукционных документов (п. 5 ст. 43 Закона о госзакупках) и уточнить те или иные условия проекта договора, в том числе условие об ответственности.

Если участник определен победителем электронного аукциона, он должен заключить договор на государственную закупку в предложенной в проекте договора редакции в соответствии с аукционными документами, предложением участника (если условия процедуры предусматривали возможность предлагать участникам условия, которые не противоречат требованиям Закона о госзакупках) по цене последней ставки участника-победителя.

Нормативно закреплен срок для заключения договора на государственную закупку. Так, договор между заказчиком и участником-победителем подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя (по истечении десяти рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя), а если имело место обжалование - после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы:


- в течение 20 календарных дней - в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;


- 30 календарных дней - в случае проведения иных видов процедур государственных закупок (п. 4 ст. 25 Закона о госзакупках).


В свою очередь, Закон о госзакупках не устанавливает в дальнейшем последовательность действий заказчика и участника-победителя относительно того, кто первый направляет подписанный проект договора с учетом условий, сформированных по результатам торгов (и в целом электронного аукциона). Полагаем, им как раз должен быть заказчик, который, сформировав условия по правилам п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках, направляет подписанный со своей стороны договор участнику-победителю. Эта последовательность исключает риски, связанные с недобросовестностью участника-победителя. В практике нередки случаи, когда, как и в рассматриваемой ситуации, по истечении срока на обжалование участник-победитель направляет заказчику подписанный им проект договора на государственную закупку, в котором намеренно меняются те условия, которые невыгодны участнику-победителю, например условие об ответственности, когда вместо пени за каждый день просрочки в размере 0,15% указан штраф в размере 0,01% от суммы неисполненного обязательства.

Считаем нелишним, если изначально в аукционных документах, в том числе в составе приглашения (п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках), заказчиком (организатором) будет установлена последовательность действий заказчика и участника-победителя при заключении договора на государственную закупку, к примеру, таким образом: "В течение двух дней после истечения срока для обжалования заказчиком направляется подписанный с его стороны договор участнику-победителю для подписания; договор должен быть подписан участником-победителем в срок не позднее двух дней с момента получения подписанного заказчиком договора".

В рассматриваемой ситуации при получении заказчиком от участника-победителя договора с измененным условием об ответственности в сравнении с ранее предусмотренным проектом договора, размещенным в составе аукционных документов, подобные действия участника-победителя необходимо расценивать как неправомерные. И в таком случае заказчик может указать на данный факт участнику-победителю и направить ему для подписания договор с теми условиями, в том числе об ответственности сторон, которые содержались в проекте договора в составе аукционных документов.

Тендерное сопровождение Вашего бизнеса. Надёжно!

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.

Заявка на консультацию

Создание сайта – vk-site.com