МАРТ О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ГОСЗАКУПОК:
К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ В 2019 ГОДУ
(ЧАСТЬ 1)

П.В.ЖУКОВСКИЙ,
начальник управления
государственных закупок
Министерства антимонопольного
регулирования и торговли
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 17 августа 2018 г

В центре внимания: информационная система ГИАС, обучение специалистов, планирование госзакупок и электронизации закупки из одного источника

Новая редакция Закона о госзакупках вступит в силу 1 июля 2019 г. Каких нововведений ожидать и как заказчикам и участникам подготовиться к изменениям в сфере госзакупок - обсудили с начальником управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павлом Жуковским.

Новая редакция Закона о госзакупках вступит в силу чуть меньше, чем через год. С чем связан такой продолжительный срок?

В первую очередь необходимо время, чтобы создать новый информационный ресурс - государственную информационно-аналитическую систему управления государственными закупками (ГИАС). В настоящее время рабочей группой, созданной по поручению Правительства, завершается работа по созданию Концепции ГИАС. После этого будет разрабатываться техническое задание на данную систему.

Во-вторых, требуется время для разработки новых нормативных правовых актовв развитие новой редакции Закона.

В-третьих, заказчикам понадобится время для обучения сотрудников - специалистов по закупкам, членов комиссии, работников, ответственных за организацию и проведение процедур. Этим процессам будет посвящено первое полугодие 2019 года.

О ГИАС

ГИАС придет на смену официальному сайту icetrade.by - информационной системе "Тендеры". В чем особенности информационной системы? Будет ли она значительно отличаться от официального сайта?

ГИАС будет содержать всю информацию о госзакупках, начиная от процесса планирования и завершая информацией об исполнении договора. Такая комплексная информация позволит:

- МАРТ и контролирующим органам- отследить состояние госзакупок, своевременность расчетов, совершения сделок;

- заказчикам - получить всю необходимую для проведения госзакупки справочную информацию, в том числе о действующих ограничениях, перечне иностранных государств, для которых установлен национальный режим, об условиях допуска товаров иностранного происхождения, проверить список поставщиков, не допускаемых к участию в закупках, найти типовые формы договоров, получить информацию о складывающихся на товарных рынках ценах для проведения изучения конъюнктуры рынка;

- поставщикам (подрядчикам, исполнителям) - найти закупки, в которых они могут поучаствовать.

Информация из ГИАС будет предоставляться пользователям на безвозмездной основе.

О принципе профессионализма в госзакупках

Одним из основных принципов в сфере госзакупок определен профессионализм при их осуществлении. Какой квалификацией должны обладать специалисты по организации закупок, работники структурного подразделения, проводящего закупки, члены комиссии по закупкам?

У таких сотрудников должно быть как минимум свидетельство о переподготовке или повышении квалификации по вопросу госзакупок.

Члены комиссии заказчика должны пройти небольшие образовательные программы, которые:

- подпадают под понятие Кодекса об образовании - дополнительное образование взрослых;

- согласованы с МАРТ.

При этом важно, чтобы программы читали профессионалы-практики. Лекторы должны обладать комплексными знаниями в сфере госзакупок, анализировать практику обжалования процедур госзакупок, знать разъяснения МАРТ.

Сейчас только два вуза разработали программы повышения квалификации и переподготовки - БГЭУ и АуПРБ. МАРТ выступил с предложением к Правительству, что Министерству образования необходимо проработать вопрос открытия таких программ и в остальных вузах, особенно в областях.

Также готовится план корректировки нормативных правовых актов. В него в том числе будет включено поручение Минтруда привести требования к специалисту по госзакупкам в квалификационных справочниках в соответствие с новой редакцией Закона.

Конечно, руководителю не просто отправить на обучение на 1 - 2 недели большое количество работников, особенно если закупками занимаются крупные подразделения и в состав комиссии включено более 10 человек, поэтому мы видим, что для членов комиссии программы должны быть не такими большими (1 - 2 дня).

Чтобы упростить процесс обучения, важно понимать, что комиссии не должны быть большими. Профессионализм специалистов, которые занимаются госзакупками, поможет им не допускать нарушений и избежать штрафов.

Что делать, если необходимо провести госзакупку, а обученных работников в организации нет? Можно ли привлекать квалифицированных специалистов для проведения процедур госзакупок, например, по договору подряда?

В этом случае для организации и проведения процедур госзакупок заказчику следует обратиться:

- либо к организатору, чтобы он провел такую процедуру;

- либо в вышестоящую организацию для централизации закупок.

МАРТ обратился к Правительству с предложением, чтобы, в частности, школы, детские сады сами не проводили госзакупки продуктов питания и других необходимых для деятельности учреждений товаров, работ, услуг. Целесообразно, чтобы такие госзакупки проводили отделы образования. На практике не редко учителю поручают закупать продукты питания, потом за неправильные действия он несет ответственность.

Привлекать для проведения госзакупки квалифицированного специалиста по договору подряда нельзя. В норме речь идет о работнике, что подразумевает оформление трудовых отношений.

О планировании госзакупок

Каких изменений ждать в сфере планирования госзакупок?

Проблема в том, что многие заказчики проводят процедуры госзакупок, не обеспеченные бюджетным финансированием:

- либо полагая, что финансирование будет выделено позже;

- либо проводят процедуры в качестве маркетингового исследования, чтобы узнать цену, а когда приходит время заключать договор, они отменяют эту процедуру в связи с недостаточным финансированием.

Впоследствии, когда происходит обжалование, комиссия МАРТ просит у заказчика представить документ, подтверждающий, что прошло секвестрование бюджета либо финансирование переведено на другие нужды. Однако заказчик такие документы представить не может.

Для решения этой проблемы введена норма о том, что основанием для проведения госзакупки является годовой план госзакупок, размещенный в ГИАС. При этом срок размещения годового плана, изменений и дополнений в него составит 5 рабочих дней после утверждения. Основные закупки вносятся в годовой план, как правило, в начале года. Потом они могут постепенно добавляться. Привязка к 8 марта исключена.

Меняется технология размещения годового плана. Размещение будет происходить следующим образом:

1. Заказчик утверждает годовой план и размещает его на ЭТП.

2. Оператор ЭТП передает годовой план для публикации в ГИАС.

По такой же схеме будет происходить внесение изменений и дополнений в годовой план. Таким образом, заказчику следует учитывать, что если он хочет что-то дозакупить, то ему придется подождать, пока утвержденные изменения появятся в ГИАС.

Сможет ли заказчик разместить информацию о госзакупке по предмету, которого нет в годовом плане?

Информация о проведении госзакупки будет публиковаться в ГИАС после проверки и одобрения ее казначейством. Проверка будет производиться в следующем порядке:

1. Перед публикацией ГИАС документов, представляемых для подготовки предложения, информация о закупке направляется в систему органов государственного казначейства.

2. Казначейство проверит по бюджетным сметам наличие у заказчика финансирования и, если все в порядке, одобрит проведение процедуры.

3. После одобрения казначейством процедура размещается в ГИАС и на ЭТП.

Если закупка не внесена в годовой план либо отсутствует финансирование, она одобрения не получит!

Если заказчику в течение года будет выделено дополнительное финансирование, можно ли будет внести изменения в годовой план отдельной строкой и выбрать процедуру госзакупки, ориентируясь только на сумму выделенного дополнительного финансирования?

Да, такая возможность будет предусмотрена. В рассматриваемом случае изменение в годовой план будет вноситься дополнительной строкой в годовом плане с тем же кодом. Процедуру на сумму дополнительного финансирования можно будет провести только после того, как завершена процедура закупки на первоначально выделенные средства.

Как изменится подход к формированию начальной цены предмета закупки?

Заказчики не всегда правильно определяют реальную стоимость предмета закупки. В настоящее время указывать начальную стоимость в приглашении необязательно.

Однако, по новому Закону это станет обязательным требованием.

Порядок определения начальной стоимости установит МАРТ. Это следует из компетенции министерства, а также понятия ориентировочной стоимости.

Два метода расчета начальной стоимости предмета закупки фактически уже указаны в новой редакции Закона:

1) на основании проектно-сметной документации;

2) на основании маркетингового исследования рынка.

МАРТ разработает дополнительные требования, по которым заказчик будет определять начальную стоимость, и нести ответственность в случае их нарушения.

О требованиях к составу участников

Как поменяются требования к составу участников? Что заказчику нужно будет указать в документации на закупку?

Практика рассмотрения жалоб комиссии МАРТ показывает, что при подготовке документации на закупку заказчики не редко в требованиях к квалификационным данным просят подтвердить требования к составу участников. Кроме этого не всегда обоснованно заказчик предъявляет требования, например, к опыту работы, месту нахождения участника, штатному персоналу.

В связи с этим определено, что требования к участникам должны быть едины и четко установлены законодательством. Установлен закрытый перечень требований к составу участников, который поможет:

- избежать путаницы между подтверждением квалификационных данных и требований к составу участников;

- минимизировать случаи ограничения конкуренции.

Эти меры также направлены на приведение законодательства о госзакупках в соответствие Законом от 12.12.2013 N 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившим в силу 3 августа 2018 г. Закрытый перечень требований к составу участников поможет заказчику не допустить нарушений статьи 24 указанного Закона, которая устанавливает антимонопольные требования к закупкам товаров.

Как участники будут подтверждать соответствие требованиям?

Подтверждать соответствие таким требованиям участник будет в основном (есть исключения)по заявительному принципу. Ему достаточно будет включить в предложение заявление о соответствии требованиям, указанным в статье 16 новой редакции Закона о госзакупках. Заказчику на основании этого заявления останется только провести проверку участника по открытым базам данных - по банкротству, списку недобросовестных участников. Вся эта информация будет доступна в ГИАС.

Кто будет нести ответственность за достоверность информации, указанной в заявлении участника?

Ответственность будет нести участник. Новая редакция Закона о госзакупках дополнена нормой о том, что заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, если в ходе исполнения договора он установит, что:

- поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил недостоверную информацию о соответствии требованиям к участникам;

- предоставление недостоверной информации позволило ему стать победителем госзакупки, по результатам которой заключен договор.

Заказчик обязан будет включить участника в Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, в данном случае?

Да, расторжение договора в случае одностороннего отказа заказчика с 1 июля 2019 года добавлено в число оснований для включения участника в Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не допускаемых к участию в процедурах госзакупок.

Следует обратить внимание, что включение недобросовестных участников в Список, при наличии оснований, поименованных в статье 17 новой редакции Закона о госзакупках, станет обязательным. Сейчас это право заказчика. Кроме этого, субъекты, включенные в Список, не смогут участвовать в госзакупках в течение двух лет.

Об открытом конкурсе

По каким критериям заказчику нужно будет производить оценку предложений участников открытого конкурса?

Перечень критериев оценки и сравнения предложений участников конкурса в настоящее время открыт. Согласно новой редакции Закона о госзакупках с июля 2019 года заказчики должны будут применять только те критерии, способы оценки и сравнения предложений участников, которые установит Совмин.

Новая редакция Закона о госзакупках предусматривает возможность проведения открытого конкурса в двух формах: двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. В каких случаях будут применяться такие виды процедуры?

Данные виды процедуры введены в целях приведения национального законодательства о госзакупках в соответствие с нормами Протокола о порядке регулирования закупок к Договору о Евразийском экономическом союзе. Порядок и случаи проведения данных видов открытого конкурса определит Совмин.

О закупке из одного источника

Как поменяется подход к проведению процедуры закупки из одного источника?

Одним из основных принципов в сфере госзакупок является эффективное расходование бюджетных средств. Реализации этого принципа способствует проведение конкурентных процедур. В связи с этим заказчику предоставлена возможность закупать товары (работы, услуги) по конкурентной процедуре при соблюдении одновременно следующих условий:

- предмет закупки входит в Перечень случаев проведения закупки из одного источника;

- возможность применения конкурентной процедуры следует из ее содержания. Так, например, новая редакция Закона о госзакупках разрешает проводить электронный аукцион, в том числе в случаях, определяемых заказчиком (организатором) самостоятельно.

Случаи проведения процедуры закупки из одного источника будут в дальнейшем пересматриваться. В ГИАС будет размещаться справка о процедуре, в которой заказчики укажут основания ее применения. Анализ этой информации поможет МАРТ в дальнейшем скорректировать и при необходимости сократить Перечень.

Кроме этого будет проведена работа по разъяснению ОКРБ. Важно, чтобы заказчики грамотно применяли коды для правильного выбора процедуры госзакупки.

Еще одним нововведением станет право участника обжаловать закупку из одного источника в комиссию МАРТ.

Будет ли продолжаться перевод процедуры закупки из одного источника в электронный вид, как это планировалось ранее?

Работа по переводу процедуры закупки из одного источника в электронный формат, в частности, в случае проведения закупок на сумму от 50 до 300 БВ продолжится.

Порядок проведения таких процедур установит Совмин.

В частности, Постановлением Совмина планируется регламентировать создание модуля на электронных торговых площадках и в ГИАС, который будет собирать и анализировать информацию о предложениях поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Таким образом, будет создан своеобразный каталог потенциальных участников.

Как при проведении процедуры закупки из одного источника заказчику нужно будет проводить изучение конъюнктуры рынка?

Порядок проведения изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника разработает МАРТ. Сейчас четких инструкций для заказчика нет.

Электронная система поменяет подход к проведению изучения конъюнктуры рынка. Если в настоящее время заказчики вынуждены самостоятельно искать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и запрашивать у них коммерческие предложения, то после электронизации все возможные предложения по предмету закупки будут доступны в ГИАС.

Кроме этого определено, что ГИАС будет содержать информацию о складывающихся на товарных рынках в результате процедур госзакупок ценах. Такая информация позволит:

- грамотно определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки;

- выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя) с наиболее выгодной ценой предложения.

(См. также: часть 2 данной статьи)

Тендерное сопровождение Вашего бизнеса. Надёжно!

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.

Заявка на консультацию

Создание сайта – vk-site.com