МАРТ О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ГОСЗАКУПОК:
К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ В 2019 ГОДУ
(ЧАСТЬ 2)

П.В.ЖУКОВСКИЙ,
начальник управления
государственных закупок
Министерства антимонопольного
регулирования и торговли
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 17 августа 2018 г.

В центре внимания: электронизация договорной работы и обжалования, камеральные проверки и противодействие коррупции

Новая редакция Закона о госзакупках вступит в силу 1 июля 2019 г. Каких нововведений ожидать в сфере электронизации договорной работы и обжаловании госзакупок. Как заказчикам и участникам подготовиться к изменениям. Обсудили с начальником управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павлом Жуковским.

О заключении договора в электронном виде и создании реестра договоров

Как будет происходить заключение договора в электронном виде?

Формируется абсолютно новый подход к заключению договора на госзакупку по результатам конкурентных процедур. Весь процесс от размещения проекта договора до его подписания, внесения изменений и дополнений будет происходить в электронном виде и отражаться в ГИАС.

Основные новеллы электронизации договорной работы заключаются в следующем:

- некоторые типовые формы договоров на госзакупку установит Совмин. Они будут доступны в ГИАС;

- заказчик будет размещать проект договора для подписания на электронной торговой площадке. На это отпущено 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования. Проект должен соответствовать документации на закупку;

-менять условия проекта договора на стадии заключения нельзя. Договор участник обязан заключить на условиях, указанных в документации на закупку. Проверить соответствие условий договора и подписать его либо выразить возражения участник должен будет в течение трех рабочих дней. Иначе он будет считаться уклонившимся от заключения договора и соответственно включен в список недобросовестных участников;

- условия договора на стадии заключения проверит ГИАС. Если договор не соответствуют документации на закупку, в системе будет сделана соответствующая отметка. Она будет служить сигналом для контролирующих органов. Только соответствующие условиям документации на закупку и законодательству договоры попадут в ГИАС и в Реестр договоров.

- МАРТ сформирует требования к информации, размещаемой вГИАС в реестре договоров, заключенных по результатам процедур госзакупок.

В каких случаях согласно новой редакции Закона о госзакупках можно будет внести изменения в договор?

Кардинально меняются правила внесения изменений в договор. Предусмотрена возможность изменения договора поставки на стадии исполнения только при обоснованной невозможности его исполнения поставщиком и по согласованию с заказчиком.

На измененных условиях допускается поставка товара с характеристиками аналогичными либо улучшенными по сравнению с указанными в договоре.

Иные случаи изменения договора госзакупки может установить Совмин. Все изменения и дополнения в договор будут совершаться также в электронном виде и размещаться на электронной торговой площадке и в ГИАС.

Таким образом, в частности, исключаются распространившиеся случаи применения демпинга при участии в госзакупке, с последующим увеличением стоимости предмета госзакупки на стадии заключения договора.

Об электронном обжаловании госзакупок и реестре жалоб

Обжалование конкурентных процедур госзакупок переходит в электронный формат. Как в связи с этим поменяются правила подачи и рассмотрения жалоб?

С 1 июля 2019 года подача жалоб в отношении конкурентных процедур госзакупок будет осуществляться только в электронном виде. Соответственно потребуется доработка электронных цифровых подписей представителей участников. Они должны быть уполномочены, в том числе, на подписание электронных жалоб.

Кроме этого участник может восстановить свои права через обжалование закупки следующими способами:

- обратиться с заявлением в электронном виде к заказчику, если договор не заключен и не начато обжалование в комиссии МАРТ;

- подать жалобу в комиссию МАРТ;

- направить в МАРТ заявление о нарушении требований антимонопольного законодательства.

Процесс обжалования будет ускорен благодаря электронизации и уменьшению в три раза сроков рассмотрения жалобы комиссией МАРТ.

Какие жалобы будут попадать в Реестр жалоб?

После подачи жалобы на электронную торговую площадку, они будут поступать в ГИАС в личный кабинет сотрудников МАРТ. Принятая к рассмотрению жалоба будет размещаться в ГИАС и в Реестр жалоб.

Реестр поможет отследить весь процесс обжалования - с момента подачи жалобы в комиссию МАРТ до ее рассмотрения. Если жалоба будет отозвана заявителем - об этом также будет размещена соответствующая информация.

В каком случае при поступлении жалобы к заказчику придет камеральная проверка и что она проверит?

Камеральная проверка является новым элементом в системе контроля госзакупок. Для ее проведения достаточно факта принятия к рассмотрению жалобы комиссией МАРТ. Отзыв жалобы не будет являться основанием для прекращения камеральной проверки.

В результате камеральной проверки проанализируют процедуру госзакупки и не только по сути жалобы. При выявлении нарушения законодательства МАРТ вынесет заказчику обязательное для исполнения предписание по их устранению. Таким образом, в протоколе по результатам рассмотрения жалобы комиссия МАРТ не будет предписывать заказчику, что делать, если жалоба обоснована. Об этом заказчик узнает из предписания МАРТ, вынесенного по результатам камеральной проверки и рассмотрения жалобы.

Каким образом будет рассматриваться жалоба, если в ней наряду с нарушением законодательства о госзакупках будут выявлены нарушения антимонопольных требований к закупкам?

Поступающие жалобы будут рассматриваться только на нарушение законодательства о госзакупках в установленные Законом сроки, за исключением случая, если в ней будут содержаться указания на нарушения также антимонопольного законодательства. В данном случае, если будут усмотрены признаки нарушения также будет проводится и антимонопольное расследование.

О противодействии коррупции

В последнее время очень много сообщений о коррупции в сфере госзакупок. Назовем топ-5 изменений, которые способствуют минимизации коррупционных рисков.

Снизить и нивелировать коррупционные риски помогут:

1. Полная электронизация госзакупок. На icetrade.by отследить годовые планы закупок и их соотнесение с проводимыми процедурами, а также информацию о каждом договоре бывает проблематично. В ГИАС будет комплексная информация о процедурах - начиная от позиции в годовом плане, указанном в приглашении, заканчивая реестром жалоб и реестром договоров.

2. Заключение договоров, внесение в них изменений и дополнений в электронном виде. Договоры, изменения и дополнения в них будут приниматься исключительно через ГИАС и находиться в открытом доступе. Кроме этого, такая информация будет выгружаться из ГИАС в автоматизированную систему казначейства для оплаты.

Сейчас сложно отследить, что поменялось в процессе заключения и исполнения договора.

3. Минимизация процессов оплаты договоров казначейством. Проведена работа с Минфином. Заключенный бюджетный договор автоматически будет выгружаться из ГИАС в казначейство, они будут видеть сроки оплаты. Заказчику лишь останется направить платежку в установленный срок.

4. Двойное обжалование - в части соблюдения требований законодательства о госзакупках и антимонопольного законодательства, в котором предусмотрены более длительные сроки.

5. Оптимизация процедур. Длительные процедуры неэффективны. Они несут временные и человеческие трудозатраты. Закон направлен на то, чтобы сделать процедуры более быстрыми и гласными. В этих целях сокращены сроки для подачи предложений, кроме этого, в три раза сокращены сроки рассмотрения жалоб комиссией МАРТ.

Тендерное сопровождение Вашего бизнеса. Надёжно!

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.

Заявка на консультацию

Создание сайта – vk-site.com