МОШЕННИЧЕСТВО И СГОВОР В ГОСЗАКУПКАХ

О.О.ТОПОРИКОВА,
начальник отдела
криминологической экспертизы
проектов законов
Научно-практического центра
проблем укрепления законности
и правопорядка
Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь

В принятом в 2013 г. Законе "О государственных закупках товаров (работ, услуг)", который впервые внедрил в отечественные реалии обязательные электронные аукционы, электронные формы торгов получили развитие и в иных сферах распоряжения госимуществом.

Электронная форма торгов обычно указывается как основное из средств противодействия сговору участников. Объясняется это тем, что ситуация, когда отсутствуют сведения о других участниках закупок, позволяет не допустить сговор организаций.

Вместе с тем правоприменительная практика показывает: с развитием информационных технологий и упрощением с технической точки зрения механизма участия в процедурах электронных торгов появились новые формы сговора и мошенничества.

Картельный сговор


Картельный сговор, или сговор участников между собой, и мошенничество, иначе говоря, сговор участника и организатора торгов представляют собой наиболее распространенные коррупционные проявления в сфере торгов.

Схема картельного сговора чаще всего несложная. В частности, между конкурентами заключается соглашение об условиях участия в торгах. Такое соглашение может предусматривать:
- ограничение участия в процедуре торгов. Конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или готовы отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник;
- подачу неконкурентоспособного предложения. В таком случае конкуренты соглашаются подать предложение, имеющее заведомо проигрышную цену или неприемлемые условия. Делается это, для того чтобы победил определенный участник.

Нередко дается согласие на ограничение участия или вносится неконкурентоспособное предложение в обмен на другой контракт (происходит ротация конкурсных предложений), субподряд, денежные выплаты, иные способы компенсации.

У вышеназванных видов картельных сговоров чаще всего нет антиконкурентной направленности в виде установления ценовых ограничений, раздела рынка и т.п. Цель картельных сговоров на торгах - создание условий, которые способствуют заведомому выигрышу определенного участника.

Признаки возможного сговора на торгах:

- признание в большей части торгов одного и того же субъекта хозяйствования победителем;
- минимальное число участников (чаще всего это два - три хозяйствующих субъекта);
- четко прослеживаемая очередность признания субъектов хозяйствования победителями торгов;
- минимальное снижение начальной цены (как правило, составляет 0,5 - 1%);
- неявка участников на процедуру торгов;
- присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших предложение;
- отличие цены заявленных предложений участников торгов от рыночной цены;
- ограничение доступа к информации о предстоящих торгах;
- осведомленность участников торгов о предложениях других участников.

Как мы уже указывали, признаком сговора между участниками можно считать факты, когда большинство торгов выигрывает одна компания, или ряд компаний выигрывают торги по очереди, или на торгах наблюдается минимальное снижение начальной цены контракта либо завышение цен, существенно отличающихся от рыночных, или фиксируется неявка участников на процедуру торгов.

Условная независимость участников картельного сговора


Участники, которые находятся в картельном сговоре, условно независимы. Такая условная независимость или видимость конкуренции выявляется путем анализа оценок предложений участников.

Чтобы выявить признаки условной независимости участников картельного сговора, следует принять во внимание следующие обстоятельства:

- очевидно, что, формируя предложение, субъект хозяйствования сначала оценивает свои издержки и прогнозирует размер прибыли, исходя из доступной информации о конкурирующих предприятиях. Наиболее значимой составляющей в расчетах планируемой прибыли выступают издержки.

- у участников могут быть несопоставимые издержки, прежде всего транспортные, поскольку отличается территориальное расположение, производственные мощности. Соответственно, предложения участников должны изменяться, ведь они формируются на основе доступной информации о предмете торгов и деятельности других участников на рынке.

- также во внимание принимаются изменяющиеся условия деятельности самого предприятия. Например, у него могут быть другие контракты, реализация которых загружает мощности либо изменяет транспортные издержки.

В ложном аукционе способность оценок меняться в ответ на изменение издержек утрачивается. Чтобы установить факт условной независимости участника, рекомендуется провести оценку издержек на основании публичной информации, которая доступна всем, в том числе фирмам-конкурентам.

На заметку


Чтобы выявить признаки сговора участников, при оценке следует принимать во внимание:
- сведения о местонахождении субъекта хозяйствования;
- информацию о его производственных мощностях (в том числе о наличии оборудования в собственности либо аренде);
- опыт работы на рынке.

Оценка этих данных осуществляется с учетом изменения условий контракта и издержек участников. Такой способ позволяет отследить закономерность в предложениях участников. Она указывает, что предложения условно независимы, т.е. участники торгов находятся в картельном сговоре, создают видимость конкуренции и стремятся достичь поставленной картелем цели. Напомним, что цель заключается в победе определенного участника.

Схемы картельного сговора


Одна из наиболее распространенных схем реализации картельного сговора на торгах - так называемый "таран".

При данной схеме два участника или более, вступившие в сговор, формально соперничая друг с другом, снижают цену до экономически невыгодной. После этого остальные участники тендера, кроме одного, отказываются от дальнейшей борьбы. Затем при рассмотрении вторых частей заявок "неожиданно" обнаруживается, что компании-"тараны" не соответствуют тем или иным требованиям законодательства или конкурсной документации. В результате "тараны" выбывают из конкурса. Третий же участник сговора, на победу которого и рассчитывается схема, делает предложение, незначительно отличающееся от начальной цены контракта, и становится победителем.

При другом способе реализации картельного сговора, а именно "карусели", участники договариваются, кто будет их прикрывать и по какому лоту. Побеждают такие участники чаще всего по очереди.

Бороться с такими схемами можно. Для этого участники, недовольные результатами торгов, фиксируют скриншоты, как доказательство неработоспособности площадок и подают жалобы в контролирующий орган.

Мошенничество на торгах


Коррупционные схемы нередко основываются на возможности изменить оценки, после того как заявки (предложения) уже поступили на рассмотрение. Достаточно долго в литературе была популярна точка зрения, что подобная форма коррупции не может существовать при открытом (публичном) аукционе.

К сведению


Самые распространенные схемы мошенничества на торгах:


- мошенничество с оценками, искусственное завышение или занижение оценок (bid rigging);
- подгонка оценок, приведение в заранее продуманный порядок (bid orchestration);
- искажение фактов о качестве объекта закупки (distortion of quality ranking).

Вместе с тем в настоящее время появляются новые формы мошенничества на электронных торгах. Одна из них - использование участниками-конкурентами при подаче предложений инфраструктуры друг друга. Такие участники обмениваются электронными цифровыми подписями, ведут между собой торги, создавая видимость соперничества. Признаком этих действий могут быть заявки, поданные с одного IP-адреса.

В подобной ситуации предложения участников и оценки в большинстве случаев закономерны, что и позволяет выявить сговор.

Мошенничество на электронных торгах может иметь вид:


- "слепых закупок". Для этого на официальном сайте закупок размещается заведомо неверная и искаженная информация. Причем может использоваться такой метод, как замена кириллицы на латинские буквы в названии лота в ключевых поисковых словах, опечатки или грамматические ошибки, отсутствие ключевых слов в названии предмета лота, разделение букв пробелами и знаком "тире", замена букв на похожие цифры. Причина этих нарушений - несовершенство электронной системы;
- возмездного предоставления информации о других участниках. В частности, может предоставляться, например, информация о том, кто под каким номером подал заявку, сведения о содержании вторых разделов предложений конкурирующих участников. Подобную информацию могут давать исключительно торговые площадки, поэтому причина данного вида мошенничества - материальная заинтересованность операторов торгов.

Признаки коррупционных соглашений:

Одним из признаков наличия коррупционных соглашений представителей торговой площадки и участников могут быть частые сбои в системе при участии одного и того же участника. При таких сбоях приостанавливаются торги либо не допускаются к торгам "не свои" участники.

Для реализации мошеннических действий на торгах широко используются фирмы-однодневки, которые исчезают практически сразу после процесса закупок.

Выводы
С развитием информационных технологий появились новые формы сговора и мошенничества в торгах. Чтобы выявить в процедуре закупок картельный сговор, мошенничество или иные виды коррупционных соглашений, нужно уделять внимание анализу информации об участниках торгов, а также отслеживать признаки возможного сговора.

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2016
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

Тендерное сопровождение Вашего бизнеса. Надёжно!

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.

Заявка на консультацию

Создание сайта – vk-site.com