ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРИ ЗАКУПКАХ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 21 января 2019 г.

В настоящее время основные вопросы закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, и хозяйственными обществами, в уставных фондах которых больше 25% акций (долей) принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, регулирует постановление Совмина N 229. Однако, в отличие от актов законодательства, регулирующих порядок госзакупок, постановление N 229 не содержит прямых норм, обязывающих заказчика исследовать конъюнктуру рынка. Тем не менее это не значит, что такие исследования не нужно проводить.

Исследование конъюнктуры рынка - обязательный этап закупки из одного источника?

Согласно ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229 виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров, а также иные положения, связанные с организацией таких закупок, должны определяться в локальном нормативном акте. Таким актом является порядок осуществления закупок за счет собственных средств, составленный с учетом требований постановления N 229.

Например, к закупкам с применением процедуры закупки из одного источника необходимо привлекать производителей или их сбытовые организации (официальных торговых представителей). Исключением являются случаи, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны (ч. 3 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229). Поможет в поиске производителей Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Его ведет ИРУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"

Исходя из вышесказанного, заказчик, прежде чем проводить процедуру закупки из одного источника, обязан получить информацию о наличии производителей или их сбытовых организаций, которые имеют возможность и готовы обеспечить поставку предмета закупки (выполнение работ, оказание услуг).

Чтобы получить подобную информацию, заказчику необходимо исследовать конъюнктуру рынка и проверить возможность участия в закупке поставщиков, включенных в вышеупомянутый Регистр.

Однако не во всех случаях можно провести закупку у производителей или их сбытовых организаций. На практике нередко заказчик исследует конъюнктуру рынка, но указанные лица отказываются осуществлять поставку. Иногда выясняется, что предлагаемые ими цены или условия поставки не соответствуют требованиям заказчика.

Такая ситуация также урегулирована нормой ч. 3 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229. Эта норма допускает применение процедуры закупки из одного источника у лиц, не являющихся производителями предмета закупки, или их сбытовых организаций при определенных условиях. В подобном случае заказчик обязан иметь доказательство того, что закупка у производителей или их сбытовых организаций экономически нецелесообразна или невозможна.

В качестве такого доказательства могут выступить:

  • результаты исследования конъюнктуры рынка, подтверждающие отказ производителей или их сбытовых организаций поставить товар (выполнить работы, оказать услуги);
  • информация об уровне цен и условиях поставки, предлагаемых производителями или их сбытовыми организациями и иными лицами.

Подпункт 2.16 п. 2 постановления N 229 вводит некоторые ограничения на участие в закупках поставщиков. К ним относятся поставщики, которые предлагают поставить товары, перечисленные в приложении 3 к постановлению N 229.

На заметку

К участию в процедурах закупки товаров стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, которые предлагают товары, происходящие из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Бангладеша, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Швейцарии.

Однако полного запрета на закупку организациями товаров, указанных в приложении 3 к постановлению N 229 и происходящих из других государств, кроме вышеназванных, подп. 2.16 п. 2 постановления N 229 не устанавливает. Поставщики, предлагающие такие товары, могут допускаться к участию в процедурах закупки по согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики (постановление Совмина от 22.06.2015 N 525).

Таким образом, если необходимо закупить товары, указанные в приложении 3 к постановлению N 229, заказчик должен заранее исследовать рынок. Это позволит выяснить, есть ли возможность приобрести товары, которые производятся в государствах, перечисленных в ч. 1 подп. 2.16 п. 2 постановления N 229.

Резюмируя все сказанное нами, сделаем вывод, что исследование конъюнктуры рынка - обязательный этап процедуры закупки из одного источника.

Как исследовать конъюнктуру рынка?

Как мы уже говорили выше, постановление N 229 не регулирует вопросов проведения исследований конъюнктуры рынка. Определение порядка и способа проведения исследований - прерогатива заказчика.

Информацию в рамках таких исследований можно получить из любых доступных заказчику источников. Это могут быть коммерческие предложения, каталоги, интернет-сайты и т.д. Кроме того, при проведении подобных исследований никто не запрещает использовать информацию о ранее проведенных заказчиком закупках.

Обратите внимание!

Использование для проведения исследования конъюнктуры рынка исключительно информации о прежних закупках заказчика может привести к неверной оценке реальной ситуации на рынке.

Такая информация должна использоваться только вместе с информацией, полученной из иных источников.

Кто должен исследовать конъюнктуру рынка?

Нередко в организациях возникает вопрос, кто именно должен исследовать конъюнктуру рынка в случае проведения процедур закупок. Субъекты не могут определить, входит эта обязанность непосредственно в функции конкурсной комиссии как органа, ответственного за эффективность проведения процедур закупок, или такое поручение следует дать иным лицам.

Законодательство не содержит однозначного ответа на этот вопрос. Решение о том, кто должен осуществлять такие исследования, принимает непосредственно руководство организации.

Мы рекомендуем возложить обязанность проводить исследования на специалистов, имеющих соответствующую подготовку и опыт. Безусловно, если в организации есть, например, отдел маркетинга или специалисты по маркетингу, исследование конъюнктуры рынка входит в перечень их должностных обязанностей. В таком случае поручать это иным специалистам нецелесообразно.

Если же подобных специалистов в организации нет, то вопросы маркетинговых исследований конъюнктуры рынка возлагаются на работников отдела снабжения или сбыта, поскольку, как правило, входят в перечень их должностных обязанностей.

Выводы:

Безусловно, поиск потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не единственная цель, ради которой проводятся исследования конъюнктуры рынка. Не менее, а возможно, и более важная их цель - предоставление конкурсной комиссии и руководству заказчика объективной и достоверной информации о видах представленных на рынке закупаемых товаров (работ, услуг), уровне цен и иных условиях сделок, которые предлагают различные поставщики. Отсутствие подобной информации не позволяет конкурсной комиссии в достаточной мере оценить действительную эффективность и выгодность для заказчика поступивших предложений.

Кроме того, как показывает практика, ненадлежащие исследования конъюнктуры рынка или формальный подход к ним могут способствовать совершению коррупционных правонарушений и проведению закупок по завышенным ценам.

Тендерное сопровождение Вашего бизнеса. Надёжно!

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.

Заявка на консультацию

Создание сайта – vk-site.com