ПАМЯТКА. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА В ГОСЗАКУПКАХ:
КАК И КОГДА ПРОВЕСТИ?

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 11 января 2019 г.

Случаи проведения маркетингового исследования при проведении госзакупок.

Заказчик проводит исследование конъюнктуры рынка (маркетинговое исследование):

1. При определении ориентировочной стоимости госзакупки. Например, при формировании годового плана госзакупок.

Ориентировочная стоимость госзакупки - стоимость предмета предстоящей госзакупки с учетом конъюнктуры рынка по предмету госзакупки. Ориентировочная стоимость включает в себя (абз. 11 ст. 1 Закона о госзакупках):

  • предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • налог на добавленную стоимость;
  • иные налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, установленные законодательством и уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением такой госзакупки.

2. При проведении процедуры госзакупки из одного источника. Проведение маркетингового исследования является обязательным этапом процедуры госзакупки из одного источника (п. 3 ст. 50 Закона о госзакупках). Маркетинговое исследование заказчик обязан проводить независимо от основания проведения процедуры госзакупки из одного источника.

Отсутствие исследования конъюнктуры рынка в предусмотренных законодательством случаях может расцениваться как нарушение порядка проведения госзакупки. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 50 БВ (п. 4 ст. 11.16 КоАП).

В данном материале рассмотрен порядок проведения маркетингового исследования при закупке из одного источника.

Порядок проведения маркетингового исследования при госзакупке из одного источника

Изучение конъюнктуры рынка (далее - изучение рынка), как правило, включает сбор и анализ информации об исполнителях, о ценах их услуг с предложенными схемами скидок, качественных и иных характеристиках услуги.


Порядок проведения маркетингового исследования целесообразно закрепить в ЛНПА. Также целесообразно включить обязанность проведения маркетинговых исследований в должностные инструкции сотрудников, которые их проводят. Как правило, это специалист по организации закупок или специалист отдела материально-технического снабжения.


Специальное предложение!

Подготовка документации для организации любой процедуры закупки на профессиональном уровне в полном соответствии с действующим законодательством. Услуга для Заказчиков бесплатная*

Мы всё сделаем сами. Вам останется только подписать контракт с Победителем закупки.

Подробнее


Справочно:


С 01.07.2019 порядок проведения маркетингового исследования при проведении процедуры госзакупки из одного источника определит МАРТ.

Подробнее см. комментарий "20 основных нововведений Закона о госзакупках с июля 2019 года".

Изучаем конъюнктуру рынка

В ходе изучения конъюнктуры рынка, как правило, выполняют следующие действия:

  • осуществляют поиск потенциальных участников. Информацию о возможных исполнителях ищут, в частности, в следующих источниках:

в Интернете;
специализированных каталогах;
Регистре производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее - Регистр), ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен". Регистр размещен на официальном сайте http://www.icetrade.by/articles/view/13.

Справочно:

При проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) обязан уведомить субъектов хозяйствования, включенных в Регистр, о проводимой им процедуре (ч. 3 п. 4 письма от 05.03.2015 N 14-04/362к);

  • направляют запросы потенциальным участникам на участие в исследовании рынка и уведомления потенциальным участникам из регистра производителей. Потенциальным участникам направляют запросы и проводят предварительные переговоры, чтобы уточнить, в частности:

цену товара;
технические характеристики товара;
условия оплаты;
условия и сроки поставки товара;
гарантийные обязательства.

Такую информацию потенциальные участники присылают, например, в виде прайсов, счетов-фактур и иных аналогичных документов;

  • сохраняют данные исследований из Интернета. Целесообразно распечатать данные официальных сайтов потенциальных участников, сохранить на компьютере интернет-страницы с необходимой для закупки информацией;
  • проверяют информацию на соответствие требованиям закупки. Найденных в ходе изучения рынка потенциальных участников проверяют на соответствие требованиям, установленным в приказе и проекте договора. Представленную ими информацию о ценах, характеристиках товаров и возможности поставки на определенных в проекте договора условиях анализируют, после чего выбирают наиболее подходящего поставщика.

Фиксируем результаты изучения рынка и переговоров

Законодательство не содержит прямой нормы об обязанности заказчика документально оформлять результаты изучения рынка и предварительных переговоров.

Однако при отсутствии таких документов сложно подтвердить, что заказчик выполнил в этой части условия проведения процедуры (п. 3 ст. 50 Закона о госзакупках).

Как правило, об изучении рынка и проведении предварительных переговоров составляют служебную записку. В ней отражают информацию:

  • о найденных исполнителях и ценах на услуги;
  • результатах проведения переговоров, в том числе об условиях, на которых исполнители готовы оказывать услуги (условия оплаты, поставки, гарантийные обязательства и др.);
  • соответствии организаций требованиям заказчика.

К служебной записке прилагают подтверждающие документы. Например:

  • копии страниц печатных изданий, каталогов производителей и поставщиков;
  • распечатки интернет-страниц с информацией об исполнителях;
  • прайс-листы, счета-фактуры, полученные в результате предварительных переговоров.

В служебной записке также указывают исполнителя, с которым целесообразно заключить договор, и дают соответствующее обоснование.

Справочно:

В процедуре закупки из одного источника заказчик не обязан выбирать самое выгодное ценовое предложение. Полагаем, в данном случае важнее, чтобы предлагаемый поставщиком товар максимально отвечал всем требованиям заказчика.

Пример формулировки обоснования:

В ходе исследования конъюнктуры рынка установлено, что товар, предлагаемый ООО "ОфисПлюс", соответствует требованиям, предъявляемым к предмету закупки заказчика. Также ООО "ОфисПлюс" предложена наиболее выгодная стоимость предмета закупки. Таким образом, договор по результатам проведения процедуры закупки из одного источника целесообразно заключить с ООО "ОфисПлюс".

Образец докладной записки о проведении маркетингового исследования и заключении договора при проведении процедуры государственной закупки из одного источника в случае приобретения товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.     >>> скачать

Образец докладной записки о проведении маркетингового исследования и заключении договора при проведении процедуры государственной закупки из одного источника в случае приобретения товаров (работ, услуг) до 300 БВ.     >>> скачать

Образец докладной записки о проведении маркетингового исследования и заключении договора при проведении процедуры государственной закупки из одного источника в случае приобретения товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности.     >>> скачать

Образец докладной записки о проведении маркетингового исследования и заключении договора при проведении процедуры государственной закупки из одного источника в случае приобретения товаров (работ, услуг), являющихся объектом интеллектуальной собственности.     >>> скачать

Получаем резолюцию руководителя

Служебную записку регистрируют согласно правилам делопроизводства и представляют руководителю для принятия решения о заключении договора с потенциальным участником, выбранным в ходе изучения рынка и предварительных переговоров (п. 142.7 и 140.8 - 140.14 Инструкции по делопроизводству).

Руководитель изучает информацию и выражает свое решение в резолюции с указанием даты (п. 53 и 140.9 Инструкции по делопроизводству). Текст резолюции "К исполнению" обычно располагается в правом верхнем углу перед текстом служебной записки. В ней указываются:

  • наименование подразделения или фамилия лица, уполномоченного заключать договор на основании доверенности;
  • поручение заключить договор с определенным участником.

Подлинник служебной записки с резолюцией передают исполнителю с пометкой о передаче копий соисполнителям согласно правилам делопроизводства (п. 140.9 - 140.14 Инструкции по делопроизводству).

Отражаем результаты маркетингового исследования в справке о закупке из одного источника

Форма справки о проведении процедуры госзакупки из одного источника утверждена МАРТ (приложение 21 к постановлению МАРТ N 35).     >>> скачать

Раздел II справки "Сведения о кандидатуре(ах) потенциального(ых) поставщика(ов) (подрядчика(ов), исполнителя(ей)" является обязательным для заполнения. В данном разделе следует указать сведения об изучении конъюнктуры рынка закупаемых товаров (работ, услуг) и проведенных переговорах с известными поставщиками. В том числе:

  • полное наименование производителя (поставщика);
  • место нахождения производителя (поставщика);
  • УНП производителя (поставщика);
  • цену на предлагаемый товар (работу, услугу).

Справку составляет и подписывает ответственный исполнитель. По ЕКСД это компетенция специалиста по организации закупок (выпуск 1 ЕКСД, приложение 21 к постановлению МАРТ N 35). Затем ее подписывает бухгалтер (главный бухгалтер) и утверждает руководитель.


Справку нужно составить в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора (п. 1 ст. 29 Закона о госзакупках).
Справку включают в дело по процедуре госзакупки (п. 2 ст. 30 Закона о госзакупках).

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2019
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

Создание сайта – vk-site.com