ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в связи с многочисленными обращениями субъектов хозяйствования по вопросу, каким законодательством руководствоваться в закупках при строительстве с 1 января 2019 года, в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве производится получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то необходимо руководствоваться общими правилами законодательства о государственных закупках (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)") путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника, если иное не будет установлено Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 1. ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Понятие открытого конкурса

Под открытым конкурсом понимается вид процедуры государственной закупки (далее - госзакупка), представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупок, в рамках которого любой заинтересованный потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) может представить свое предложение (п. 1 ст. 32 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее - Закон о госзакупках)).

1.2. Условия проведения открытого конкурса

Открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур госзакупок (п. 2 ст. 32 Закона о госзакупках).

Исходя из условий применения иных видов процедур госзакупок открытый конкурс проводится при одновременном наличии следующих критериев:

  • ориентировочная стоимость годовой потребности предмета закупки составляет (п. 2 ст. 32, ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках, подп. 1.5 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее - Постановление N 778)):

более 1000 базовых величин (БВ) - для товаров;

более 3000 БВ - для работ (услуг);

Отметим, что ориентировочная стоимость госзакупки - это стоимость предмета предстоящей госзакупки с учетом конъюнктуры рынка по предмету госзакупки. Она включает (абз. 11 ст. 1 Закона о госзакупках):

  • предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • налог на добавленную стоимость;
  • иные налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, установленные законодательством и уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением такой госзакупки.

Ориентировочная стоимость госзакупки определяется заказчиком на основании результатов проведенного им исследования конъюнктуры рынка в отношении планируемого к закупке товара (работы, услуги) (абз. 11 ст. 1 Закона о госзакупках).

  • товар (работа, услуга) не включен в следующие перечни:

перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", утвержденный Постановлением N 778;

  • перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденный Постановлением N 778;
  • перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение к Закону о госзакупках);
  • сведения о госзакупке не составляют государственные секреты (ч. 2 п. 1 ст. 40 Закона о госзакупках).

1.3. Правовое регулирование открытого конкурса

Вопросы, касающиеся порядка организации и проведения открытого конкурса, регулируются следующими нормативными правовыми актами:

  • Законом о госзакупках;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 590 "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)" (далее - Указ N 590);
  • Постановлением N 778;
  • постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 N 34 "О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок" (далее - Постановление N 34);

Обратите внимание!

С 2 августа 2017 г. в связи с принятием Постановления N 34 обновлен порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок. В частности, установлены дополнительные случаи, когда организация:

  • досрочно исключается списка. Это возможно, если основанием для ее включения послужили недостоверные сведения заказчика (организатора);
  • не включается в список. Например, это случаи, когда проверка выявит, что заказчик (организатор) выбрал участника-победителя с нарушениями законодательства о госзакупках.

Включение организации в список и исключение из него осуществляется по решению МАРТ. Решение оформляется приказом Министра.

Уполномоченным государственным органом по госзакупкам, в том числе разъясняющим вопросы, связанные с применением законодательства о госзакупках, является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 Указа N 590, абз. 4 ст. 9 Закона о госзакупках). В рамках реализации данных полномочий Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь издан ряд писем, например:

  • письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 01.08.2018 N 14-01-06/1919к "О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение";
  • письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.09.2016 N 14-07/1870к "Об отмене процедуры государственной закупки";
  • письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 22.09.2016 N 14-07/1877к "Об установлении обеспечения обязательств".

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

2.1. Лица, которые организуют и проводят открытый конкурс

По общему правилу заказчик самостоятельно организует и проводит открытый конкурс (п. 2 ст. 11 Закона о госзакупках).

Заказчик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые являются получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляют указанное приобретение. Заказчиками могут быть и иные юридические лица в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (абз. 4 ст. 1 Закона о госзакупках).

Отметим, что указанное приобретение может осуществляться как непосредственно самим юридическим лицом, так и через его обособленное подразделение (включая филиал либо представительство) в случаях, когда оно уполномочено руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от имени юридического лица (абз. 4 ст. 1 Закона о госзакупках).

Открытый конкурс по закупке однородных товаров (работ, услуг) могут проводить совместно два и более заказчика. Для этого они заключают письменное соглашение, предусматривающее их права, обязанности и ответственность, касающиеся совместного проведения процедуры госзакупки. В данном соглашении рекомендуется четко разграничить функции сторон по проведению процедуры госзакупки. При этом следует помнить, что договоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выбранными в результате таких процедур, заключает каждый из заказчиков (п. 3 ст. 11 Закона о госзакупках).

Возможна передача заказчиком части своих функций по организации и проведению открытого конкурса иному юридическому лицу - организатору. При этом определять существенные условия и подписывать договор на госзакупку должен только заказчик (п. 1 ст. 12, абз. 10 ст. 1 Закона о госзакупках).

Организовывать и проводить организатор может как централизованные госзакупки, так и госзакупки, не являющиеся таковыми (п. 2 ст. 11 Закона о госзакупках, подп. 1.2 п. 1 Указа N 590).

Отметим, что централизация госзакупок - это организация процедур закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков (подстрочное примечание <**> к ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа N 590). Законодательство предусматривает данное определение применительно к Указу N 590. Поскольку иные нормативные правовые акты не дают определения данного понятия, полагаем, что его целесообразно применять и в вопросах, касающихся госзакупок, которые не рассмотрены в указанном акте.

Под однородными товарами (работами, услугами) понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 N 83 "Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь" (далее - ОКРБ 007-2012) (подп. 1.1-1 п. 1 Указа N 590).

2.2. Решение о проведении открытого конкурса

Датой принятия заказчиком решения о проведении процедуры закупки можно считать, в частности, дату следующих документов (резолюций):

  • приказа;
  • докладной или служебной записки с резолюцией заказчика о проведении процедуры закупки;
  • утвержденного заказчиком задания на закупку.

Это обусловлено тем, что в соответствии с законодательством о госзакупках процедура закупки считается начатой со дня принятия решения заказчиком о ее проведении. При этом в Законе о госзакупках не определено, каким документом заказчик оформляет решение о проведении процедуры закупки.

Соответствующая позиция Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь представлена на его официальном сайте (смотри здесь).

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что издание приказа о проведении открытого конкурса не является обязательным. В случае если он не будет издан, решение о проведении открытого конкурса принимается путем утверждения конкурсных документов. Вместе с тем, учитывая то, что в конкурсных документах может указываться приведенная в п. 1 и 2 ст. 33 Закона о госзакупках информация, а заказчику, как правило, требуется включать в решение и иную информацию, например о назначении ответственных за реализацию мероприятий по организации и проведению открытого конкурса, целесообразно все же решение о проведении открытого конкурса принимать в форме приказа. В данном приказе можно предусмотреть следующее:

  • вид подлежащей проведению процедуры и обоснование его выбора;
  • наименование предмета госзакупки, в том числе в соответствии с кодом ОКРБ 007-2012;
  • его объем (количество) (в натуральном или денежном выражении). Данная информация указывается исходя из соответствующей информации, отраженной в годовом плане госзакупок;
  • поручение конкретным лицам выполнить определенные мероприятия по организации и проведению открытого конкурса, а также сроки реализации данных мероприятий;
  • иные положения.

2.3. Комиссия

В случаях организации и проведения открытого конкурса заказчик (организатор) создает комиссию. При этом, если комиссия для организации и проведения конкурсов или конкурсов и иных процедур закупок была создана ранее, формирование новой комиссии для проведения конкретного открытого конкурса не требуется. Данная процедура госзакупки может проводиться созданной ранее комиссией. Вместе с тем заказчик (организатор) вправе создать отдельную комиссию для проведения конкретного конкурса (п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках, п. 2 и 4 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного Постановлением N 778 (далее - Положение о комиссии)).

Комиссия должна создаваться как в случаях, когда процедуру госзакупки организовывает и проводит непосредственно заказчик, так и в случаях, когда организация и проведение процедуры осуществляются организатором. В первом случае комиссия создается заказчиком, во втором - организатором (ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках).

Законодательством определен перечень функций, которые может выполнять комиссия (открытие предложений и проверка их на соответствие требованиям конкурсных документов и др.) (п. 15 Положения о комиссии).

Заказчиком (организатором) должен быть принят локальный нормативный правовой акт (ЛНПА), которым утверждается персональный состав комиссии и в котором определяются задачи комиссии и предоставляются полномочия для их выполнения. Указанный ЛНПА утверждается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем (п. 5 Положения о комиссии).

Кроме указанного ЛНПА руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем должен быть принят и утвержден регламент работы комиссии. Данным регламентом определяются порядок подготовки и проведения заседаний комиссии, функции председателя и секретаря комиссии и др. (ч. 3 п. 16, п. 17 и 18 Положения о комиссии).

Обратите внимание!

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур госзакупок, в том числе открытых конкурсов, а также членов таких комиссий (подп. 1.20 п. 1 Указа N 590).

Организатор госзакупок обеспечивает ежегодную замену не менее одной трети состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя (ч. 1 п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках, письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 02.03.2016 N 14-07/547К "О государственных закупках").

Отметим, что в случае, если открытый конкурс проводится двумя и более заказчиками, персональный состав комиссии формируется и указанный ЛНПА утверждается исходя из соглашения сторон. При этом возможны следующие варианты (абз. 4 ч. 1 п. 5 Положения о комиссии):

  • одним из заказчиков. В данном случае состав комиссии утверждается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) этого заказчика;
  • совместно всеми заказчиками. В данном случае состав комиссии утверждается руководителями (уполномоченными ими должностными лицами) всех заказчиков или индивидуальными предпринимателями.

2.4. Приглашение к участию в открытом конкурсе

2.4.1. Информация, включаемая в приглашение

Приглашение к участию в открытом конкурсе (далее - приглашение), так же как и приглашения к участию в процедурах госзакупок иных видов, должно содержать следующие сведения (п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках):

  1. наименование вида процедуры госзакупки - открытый конкурс.
  2. описание предмета госзакупки, включая:
  • объем (количество);
  • срок (сроки) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом госзакупки;
  • место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом госзакупки.

     3. наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика заказчика, а также организатора (при его участии в организации и проведении открытого конкурса), адрес электронной почты и (или) сайта в глобальной компьютерной сети Интернет заказчика, а также организатора (при его участии в организации и проведении открытого конкурса);

     4. источник финансирования госзакупки;

     5. срок для подготовки и подачи предложений, а также место их подачи;

     6. требования к составу участников.

     7. требования к квалификационным данным участников, включая перечень документов и сведений для их проверки, в случае если заказчик (организатор) проводит такую проверку.

     8. порядок участия в процедуре госзакупки субъектов малого и среднего предпринимательства, если процедура госзакупки проводится с учетом требований статьи 31 Закона о госзакупках.

     9. фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), номера телефонов работников заказчика (организатора), определенных для осуществления контактов с участниками либо иными юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

     10. указание размера оплаты услуг организатора в случае, если в организации и проведении открытого конкурса участвует организатор и обязанность оплаты таких услуг участником установлена законодательством о госзакупках;

     11. требование о предоставлении конкурсного обеспечения и указание его размера, если заказчиком (организатором) установлено такое требование.

     12. иные сведения в соответствии с законодательством о госзакупках.

2.4.2. Порядок размещения приглашения

Приглашение должно быть размещено заказчиком (организатором) на официальном сайте (http://www.icetrade.by) посредством заполнения экранной формы этого сайта. Оператором официального сайта (http://www.icetrade.by) является информационное республиканское унитарное предприятие "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" (далее - оператор официального сайта (http://www.icetrade.by)) (ч. 1 п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках, ч. 2 п. 9 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного Постановлением N 778 (далее - Положение о размещении информации), подп. 1.3 п. 1 Постановления N 778).

Обратите внимание!

До размещения приглашения на официальном сайте (http://www.icetrade.by) заказчик (организатор) должен разработать конкурсные документы, которые подлежат размещению там же одновременно с приглашением (абз. 1 п. 1 и п. 3 ст. 33 Закона о госзакупках).

Заказчик (организатор) вправе дополнительно помимо официального сайта (http://www.icetrade.by) разместить приглашение в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет. Однако такое размещение допускается только после размещения приглашения на официальном сайте (http://www.icetrade.by) (ч. 1 п. 2 и п. 3 ст. 21 Закона о госзакупках).

Отметим, что примерной формой справки о проведении процедуры госзакупки предусмотрено указание сведений о приглашении к участию в процедуре госзакупки организаций, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее - Регистр производителей) (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 N 543 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. N 778" (далее - Постановление N 543), приложение 20 к Постановлению N 35).

Обратите внимание!

Уведомление юридических и физических лиц, включенных в Регистр производителей, о размещении на официальном сайте (http://www.icetrade.by) приглашения осуществляет оператор официального сайта.

По результатам уведомления оператор официального сайта размещает на официальном сайте (http://www.icetrade.by) перечень уведомленных о размещении приглашения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 6 п. 8 Положения о размещении информации).

К сведениям, которые могут быть включены в конкурсные документы по усмотрению заказчика (организатора), законодательством отнесены:

- требования к конкурсному обеспечению и (или) обеспечению исполнения договора.

Конкурсные документы должны быть утверждены заказчиком (организатором) до размещения приглашения на официальном сайте (абз. 1 п. 1 ст. 33 Закона о госзакупках).

Пунктом 9.2 Регламента официального сайта установлено, что конкурсные документы утверждаются заказчиком (организатором) у руководителя. Отметим, что принятие условий данного Регламента и его предложений в текущей редакции осуществляется на этапе регистрации на официальном сайте. Напомним, что регистрации подлежат все юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, выступающие в роли заказчика (организатора) и (или) участника. При этом, если заказчик (организатор) прошел процедуру регистрации ранее, повторно регистрироваться на официальном сайте ему не требуется (п. 1.7, 5.1, 5.9 Регламента официального сайта (http://www.icetrade.by/userfiles/file/Reglament_OS.pdf)).

Примерная форма конкурсных документов к открытому конкурсу на закупку предусмотрена приложением 3 к Постановлению N 35.

00000038Примечание.

О подготовке конкурсных документов при проведении процедур госзакупок в сфере информатизации см. путеводитель по закупкам "Государственные закупки в сфере информатизации", подпункт 5.2.1 пункта 5.2 главы 5.

2.5.2. Конкурсное обеспечение

Понятие конкурсного обеспечения и порядок его установления.

Законодательство о госзакупках не содержит понятия конкурсного обеспечения. Конкурсным обеспечением могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику (организатору) денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 ст. 34 Закона о госзакупках).

Кому принадлежит право конкурсного обеспечения?

В законодательстве нет прямого указания на то, кто выбирает вид конкурсного обеспечения. Согласно письму Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 22.09.2016 N 14-07/1877к "Об установлении обеспечения обязательств" предполагается, что это право должно принадлежать:

1) заказчику, когда непосредственно им проводится процедура госзакупки. Это обусловлено тем, что:

- право установления обеспечения обязательств предоставлено с целью защиты интересов заказчика, а также защиты бюджетных средств;

- не каждый заказчик имеет возможность принять денежные средства от участников в качестве обеспечения обязательств, поэтому заказчик может выбрать более удобный для себя вид обеспечения обязательств;

2) участнику, если процедура государственной закупки проводится организатором.

Заказчик (организатор) может установить требование к участникам о предоставлении конкурсного обеспечения в качестве обеспечения исполнения обязательств о том, что (ч. 1 п. 1 ст. 34 Закона о госзакупках):

1) участник по истечении срока для подготовки и подачи предложений не отзовет свое предложение или не внесет в него изменений и (или) дополнений (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и неточностей по предложению заказчика (организатора));

2) участник-победитель не откажется от подписания договора;

3) участник-победитель не нарушит срока подписания договора;

4) участник-победитель предоставит обеспечение исполнения договора, если такое требование будет установлено в конкурсных документах.

00000039Обратите внимание!

Для бюджетных организаций требование о предоставлении конкурсного обеспечения не устанавливается (ч. 2 п. 1 ст. 34 Закона о госзакупках).

Требование о предоставлении конкурсного обеспечения и указание его размера, если заказчиком (организатором) установлено такое требование, в обязательном порядке должны содержаться в приглашении (абз. 14 п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках). Также сами требования к конкурсному обеспечению могут устанавливаться в конкурсных документах (абз. 2 п. 2 ст. 33 Закона о госзакупках).

Конкурсным обеспечением могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику (организатору) денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 ст. 34 Закона о госзакупках).

Кроме того, п. 39 Инструкции о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете N 63 предусмотрено, что при осуществлении получателем бюджетных средств, являющимся бюджетной организацией, приносящей доходы деятельности допускается перечисление бюджетных средств на текущий (расчетный) банковский счет, предназначенный для зачисления средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, открытый в банке.

00000040Обратите внимание!

Особенности выдачи банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств установлены главой 20 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Конкурсное обеспечение предоставляется участником одновременно с подачей предложения либо не позднее истечения срока для подготовки и подачи предложений. При этом срок его действия должен быть больше срока действия предложения не менее чем на 30 календарных дней (п. 3 ст. 34 Закона о госзакупках).

Пример.

При проведении открытого конкурса конкурсными документами предусмотрено предоставление участниками конкурсного обеспечения. При этом установлен срок действия предложения: не менее 60 календарных дней с момента размещения предложения на официальном сайте (http://www.icetrade.by). Окончание срока для подготовки и подачи предложений - 30.04.2015. Участником открытого конкурса предложение размещено на официальном сайте (http://www.icetrade.by) 27.04.2015, в предложении указан срок его действия - 27.06.2015. Срок действия конкурсного обеспечения должен быть указан участником не менее чем до 27.07.2015.

Заказчик (организатор), устанавливая требование о необходимости предоставления конкурсного обеспечения, должен соблюсти правило о том, что размер конкурсного обеспечения не должен превышать 3% цены предложения (ч. 1 п. 2 ст. 34 Закона о госзакупках).

Возврат конкурсного обеспечения.

Если участником открытого конкурса не нарушены обязательства, для обеспечения исполнения которых предоставлялось конкурсное обеспечение, ему в течение 3 рабочих дней возвращается конкурсное обеспечение в случае (ч. 1 п. 1, п. 4 ст. 34 Закона о госзакупках):

1) отзыва предложения участником до истечения срока для подготовки и подачи предложений;

2) заключения договора либо отмены открытого конкурса или признания его несостоявшимся;

3) истечения срока действия конкурсного обеспечения.

Пример.

По результатам открытого конкурса участник не признан его победителем и не нарушал обязательств, в обеспечение которых им было предоставлено конкурсное обеспечение. Данному участнику в течение 3 рабочих дней с момента заключения договора с участником-победителем должна быть возвращена сумма конкурсного обеспечения, которая им была предоставлена.

В случае неисполнения обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено конкурсное обеспечение, денежные средства возврату не подлежат и перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление открытого конкурса (п. 5 ст. 34 Закона о госзакупках).

2.5.3. Порядок размещения конкурсных документов

Конкурсные документы должны быть размещены заказчиком (организатором) на официальном сайте (http://www.icetrade.by) в форме электронного документа (п. 3 ст. 33 Закона о госзакупках).

Отметим, что электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность (свойство электронного документа, определяющее, что в электронный документ не были внесены изменения и (или) дополнения) и подлинность (свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной ЭЦП (действительными ЭЦП)) (абз. 8, 12 и 14 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи").

00000041Примечание.

Подробнее о получении электронной цифровой подписи см. путеводитель по закупкам "Годовой план государственных закупок", подпункт 2.1.1 пункта 2.1 главы 2.

00000042Обратите внимание!

Законодательством установлен запрет на представление конкурсных документов потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) или иным лицам, в том числе и с целью ознакомления, до размещения приглашения на официальном сайте (http://www.icetrade.by) (п. 4 ст. 33 Закона о госзакупках).

2.5.4. Сроки размещения конкурсных документов

Так же как и в отношении размещения приглашения, в отношении размещения конкурсных документов законодательство не устанавливает конкретных сроков. Вместе с тем данные документы должны размещаться на официальном сайте (http://www.icetrade.by) одновременно с размещением приглашения (п. 3 ст. 33 Закона о госзакупках, абз. 5 ч. 2 п. 10 Положения о размещении информации). С учетом того что при размещении приглашения должны соблюдаться требования законодательства к срокам для подготовки и подачи предложений, для участия в открытом конкурсе, предусмотренные подп. 1.21 п. 1 Указа N 590, п. 1 и 2 ст. 22 Закона о госзакупках, данные сроки должны соблюдаться и при размещении конкурсных документов.

00000043Примечание.

Подробнее о сроках, которые должны соблюдаться при размещении приглашений, см. путеводитель по закупкам "Государственные закупки: открытый конкурс", подпункт 2.4.3 пункта 2.4 главы 2, пункт 3.5 главы 3.

Подробнее о сроках, которые должны соблюдаться при размещении предложений, см. путеводитель по закупкам "Государственные закупки: открытый конкурс", пункт 3.5 главы 3.

2.5.5. Изменение и (или) дополнение конкурсных документов

Конкурсные документы могут быть изменены и (или) дополнены заказчиком (организатором) по собственной инициативе либо по запросу какого-либо участника или иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 33 Закона о госзакупках).

Законодательством о госзакупках не определено, какая информация, включаемая в конкурсные документы, не может быть изменена. Вместе с тем, как мы указывали выше, законодательством установлен запрет на изменение определенной информации, содержащейся в приглашении, а именно предмета госзакупки, требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников, если такие требования предусмотрены в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках. С учетом того что информация, содержащаяся в приглашении и в конкурсных документах, должна совпадать, можно сделать вывод о том, что данная информация не может быть изменена и в конкурсных документах.

Изменения и (или) дополнения в конкурсные документы размещаются заказчиком (организатором) на официальном сайте (http://www.icetrade.by) в виде электронных документов (ч. 4 п. 9 Положения о размещении информации).

00000044Обратите внимание!

Законодательством не установлена обязанность уведомления заказчиком (организатором) участников об изменении и (или) дополнении конкурсных документов. Такое уведомление осуществляет оператор официального сайта не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком (организатором) на официальном сайте изменений и (или) дополнений, путем размещения соответствующего сообщения в хронологии событий в приглашении (п. 7 ст. 33 Закона о госзакупках, п. 9.7 Регламента официального сайта (http://www.icetrade.by/userfiles/file/Reglament_OS.pdf)).

При внесении изменений и (или) дополнений в условия конкурсных документов, содержащиеся и в приглашении, соответствующие изменения и (или) дополнения необходимо внести и в приглашение.

2.5.6. Сроки изменения и (или) дополнения

конкурсных документов

Изменение и (или) дополнение конкурсных документов может осуществляться только до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Изменения и (или) дополнения размещаются заказчиком (организатором) на официальном сайте (http://www.icetrade.by) в течение трех рабочих дней после их подготовки (утверждения) (ч. 1 п. 10 Положения о размещении информации). Кроме того, при размещении изменений и (или) дополнений в конкурсные документы должны соблюдаться установленные п. 5 ст. 33 Закона о госзакупках требования к срокам, а именно:

- со дня размещения изменений и (или) дополнений в конкурсные документы на официальном сайте (http://www.icetrade.by) указанный в приглашении срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней;

- со дня размещения изменений и (или) дополнений в конкурсные документы на официальном сайте (http://www.icetrade.by) срок подготовки и подачи предложений для участия в повторном конкурсе (при его проведении), указанный в приглашении, должен составлять не менее 5 рабочих дней.

В случаях когда указанные сроки не соблюдаются, необходимо продлить срок для подготовки и подачи предложений не менее чем до указанных в п. 5 ст. 33 Закона о госзакупках сроков. Такое продление производится путем внесения соответствующих изменений в приглашение.

00000045Примечание.

Подробнее об изменении приглашений см. путеводитель по закупкам "Государственные закупки: открытый конкурс", подпункт 2.4.4 пункта 2.4 главы 2.

2.5.7. Разъяснение конкурсных документов

С запросом о разъяснении конкурсных документов к заказчику (организатору) может обратиться любой участник, иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом такое обращение может осуществляться не позднее пяти рабочих дней до истечения указанного в приглашении срока для подготовки и подачи предложений (ч. 1 п. 6 ст. 33 Закона о госзакупках).

Форма направления запроса (письменная на бумажном носителе, в форме электронного документа и др.) законодательством не определена. При этом, учитывая то, что конкурсные документы должны предусматривать порядок их разъяснения, в данной графе конкурсных документов целесообразно закрепить и форму, в которой должны подаваться запросы о разъяснении конкурсных документов. Так, можно указать, что запросы представляются в форме документа, составленного на бумажном носителе, направленного почтой заказным письмом с уведомлением о его вручении.

Заказчик (организатор) обязан ответить на запрос о разъяснении конкурсных документов в срок, указанный в конкурсных документах. При этом такой срок должен позволять потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) своевременно подготовить и подать предложение (ч. 1 п. 6 ст. 33 Закона о госзакупках).

Заказчик (организатор) должен разместить на официальном сайте (http://www.icetrade.by) содержание запроса о разъяснении конкурсных документов и ответ на него (без указания лица, направившего запрос). Указанные сведения размещаются в форме электронного документа, то есть документа, подписанного ЭЦП (ч. 2 п. 6 ст. 33 Закона о госзакупках, ч. 2 п. 9.5 Регламента официального сайта (http://www.icetrade.by/userfiles/file/Reglament_OS.pdf)). При этом полагаем целесообразным уточнить в конкурсных документах, что размещение на официальном сайте (http://www.icetrade.by) заказчиком (организатором) ответа на запрос признается надлежащим ответом лицу, направившему запрос.

00000046Примечание.

Подробнее о конкурсных документах см. путеводитель по закупкам "Государственные закупки: открытый конкурс", пункт 2.5 главы 2.

О размещении на официальном сайте (http://www.icetrade.by) разъяснений конкурсных документов оператор официального сайта (http://www.icetrade.by) извещает участников не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения разъяснений, путем размещения соответствующего сообщения в хронологии событий в приглашении (п. 7 ст. 33 Закона о госзакупках, п. 9.7 Регламента официального сайта (http://www.icetrade.by/userfiles/file/Reglament_OS.pdf)).

Заказчик (организатор) вправе провести встречу с участниками и (или) иными юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, для разъяснения конкурсных документов.

О времени и месте проведения такой встречи такие лица должны быть уведомлены заказчиком (организатором) предварительно (п. 6 ст. 33 Закона о госзакупках). Несмотря на то что законодательство не содержит четкого срока уведомления указанных лиц о проведении встречи, полагаем, что такое уведомление должно осуществляться с таким расчетом, чтобы у таких лиц было достаточно времени для прибытия на встречу.

00000047Обратите внимание!

Проведение данной встречи является правом, а не обязанностью заказчика (организатора). Потенциальные участники и (или) иные юридические или физические лица не вправе требовать от заказчика (организатора) проведения такой встречи. В случае если такое требование поступило, заказчик (организатор) вправе его отклонить.

По результатам встречи с участниками и (или) иными юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, проведенной для разъяснения конкурсных документов, заказчик (организатор) составляет протокол и размещает его на официальном сайте (http://www.icetrade.by) в форме электронного документа. В данном протоколе указываются вопросы (без указания лиц, которые их задали) и ответы на них. Протокол является составной частью конкурсных документов (п. 6 ст. 33 Закона о госзакупках).

Тендерное сопровождение Вашего бизнеса. Надёжно!

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.

Заявка на консультацию

Создание сайта – vk-site.com