УЧАСТИЕ БЕЛОРУССКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАКУПКАХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД ПУТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время резиденты Республики Беларусь имеют право и возможность участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки) в Российской Федерации, что позволяет увеличить рынок сбыта белорусских товаров, работ и услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) государства-члены: Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика - определяют цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок. Закупки в государствах-членах должны осуществляться согласно приложению 25 к Договору о ЕАЭС. На текущий момент национальное законодательство в сфере закупок приводится в соответствие с требованиями Договора о ЕАЭС. При этом стоит отметить, что также был подписан Протокол между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. о правилах и процедурах регулирования государственных закупок (подписан в г. Бишкеке 07.06.2016) (далее - Протокол). Согласно ст. 11 Протокола данный документ вступил в силу для Республики Беларусь (29.07.2017), Кыргызской Республики (29.07.2017), Российской Федерации (29.07.2017).

1. Основные документы, регулирующие деятельность закупок в Российской Федерации

Основными документами, регулирующими деятельность закупок в Российской Федерации, являются:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);
  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  • Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
  • Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утв. постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 N 179;
  • Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 (далее - Правила N 1414).

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ заказчиками выступают государственные или муниципальные заказчики либо бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

2. Где искать информацию о проводимых закупках

Информация о проводимых закупках и порядке участия в них размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (п. 4 Правил N 1414).

В список федеральных электронных торговых площадок для осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ входят:

  • акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (http://roseltorg.ru);
  • акционерное общество "Российский аукционный дом" (https://gz.lot-online.ru);
  • акционерное общество "Электронные торговые системы" (http://www.etp-ets.ru);
  • государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (http://etp.zakazrf.ru);
  • закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (http://www.sberbank-ast.ru);
  • общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru).

Электронная цифровая подпись, полученная в Республике Беларусь, будет работать ТОЛЬКО !!! на этих торговых площадках.

В России имеется ряд интернет-ресурсов, которые на платной основе помогают клиентам в поиске тендеров, аукционов и госзаказов в сети Интернет, а также проводят анализ и оценку интересных заказов из массы неструктурированной информации. Они осуществляют мониторинг всех электронных торговых площадок, отслеживают все стадии и этапы аукционов, конкурсов, торгов на закупку и информируют только о подходящих закупках с помощью электронной почты, RSS-каналов, SMS (например, такие интернет-ресурсы, как www.is-zakupki.ru, www.sbis.ru).

3. Определение способа закупки

Согласно ч. 1 и 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ существует пять способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Основным отличием конкурса от аукциона является критерий, по которому выбирают победителя: в конкурсе победителем признается тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта, в аукционе тот, кто предложил наименьшую цену контракта.

Запрос котировок - процедура проведения, аналогичная конкурсу, но сумма закупки составляет менее 500 тыс. рос. руб.

Основным отличием электронных аукционов является то, что они проводятся дистанционно на электронных площадках или сайтах-аукционах с помощью лотов, документы подаются только в электронном виде, под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы (ч. 4 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

Открытые конкурсы - отличительная особенность от аукционов: победителем становится организация, предложившая лучшую цену и более выгодные условия выполнения заказа.

Запрос предложений - это, по сути, закупки у единственного поставщика, которые не являются по своей природе торгами. При такой процедуре контракты заключаются между поставщиком и заказчиком напрямую. Победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Конкурсы в отличие от аукционов могут проводиться в два этапа. Двухэтапные конкурсы позволяют участнику (ч. 12 ст. 57 Закона N 44-ФЗ) подать окончательную заявку на участие в таком конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа конкурса условий закупки, также представить уточненные технические требования по лоту закупки. При этом представление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Также участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса. Заказчик также вправе изменить и / или дополнить требования к товарам, работам или требуемым услугам при проведении такого конкурса.

Более 55% всех проводимых закупок в России проводится в форме электронного аукциона, как наиболее эффективной и удобной формы проведения закупок. Данная форма закупок также предпочтительна для резидентов Республики Беларусь, которая позволяет им дистанционно и оперативно принимать участие в таких закупках.

4. В каких случаях проводится электронный аукцион

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

Электронный аукцион согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ проводится обязательно в следующих случаях:

  • если товары, работы, услуги включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р;
  • если товары, работы, услуги включены в дополнительный перечень товаров (работ, услуг) на уровне субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ).

Однако заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

5. Какие требования к участникам электронного аукциона

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Исключение составляют юридические лица, которые зарегистрированы в офшорных зонах;
  • любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Часть 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ содержит общие требования к участникам закупок:

  1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки на участие в закупке;
  4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
  5. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  6. участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  7. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  8. отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
  9. участник закупки не является офшорной компанией.

При этом к участникам могут быть установлены иные требования:

  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (ч. 1.1 ст. Закона N 44-ФЗ);
  • дополнительные требования при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);
  • дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг (ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных аукционов на закупку отдельных видов товаров (работ, услуг) заказчики обязаны предъявлять к участникам дополнительные требования, установленные Правительством РФ (п. 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99), а именно:

  • участники аукциона должны обладать опытом исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, если объектом закупки являются строительные работы и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн рос. руб.;
  • работы, являющиеся объектом закупки, должны быть отнесены к кодам 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2).

Обращаем внимание, что неправомерно предъявлять дополнительные требования к участникам в соответствии с п. 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при закупке работ по текущему ремонту. Данный перечень требований является исчерпывающим. На это указывает ФАС России в письме от 04.04.2017 N РП/21859/17.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

6. Что нужно знать поставщику (подрядчику) при проведении электронного аукциона

У поставщика (подрядчика) как у потенциального участника должна быть электронная подпись и аккредитация на электронной площадке до начала участия в электронном аукционе и обязательно наличие денежных средств, необходимых для оплаты участия в аукционе, на счету электронной площадки.

Для того чтобы пройти аккредитацию на электронной площадке, участник электронного аукциона должен представить оператору электронной площадки документы и информацию, указанные в ч. 2 ст. 61 Закона N 44-ФЗ. В срок не более чем 5 рабочих дней с даты поступления документов и информации от участника электронного аукциона оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника или отказать этому участнику в аккредитации, а также направить ему уведомление о принятом решении. Причинами отказа в регистрации могут быть следующие: участником представлен неполный перечень документов, необходимых для регистрации; документы, подданные участником, не соответствуют требованиям законодательства; участник является оффшорной компанией.

Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, получив сертификаты открытого ключа электронной цифровой подписи в удостоверяющем центре РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен", а также в ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа", могут участвовать в электронных процедурах закупок, проводимых в рамках Закона N 44-ФЗ. Регистрация и участие в закупках на этих площадках бесплатная.

7. Какие материальные затраты при участии в закупках несет участник

Участие в электронных аукционах требует минимального количества затрат. Основные затраты связаны с аккредитацией на электронной площадке на определенный срок, получением электронной цифровой подписи и платой за подачу заявки по соответствующему лоту. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ при проведении аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рос. руб., один процент начальной (максимальной) цены контракта. В случае если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28 - 30 Закона N 44-ФЗ и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 и 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Обеспечительный взнос после проведения аукциона возвращается.

Однако согласно ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:

  1. уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  2. непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

8. Непосредственное участие в электронном аукционе

Заказчик размещает в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

Сроки размещения заказчиком извещения и документации о проведении электронного аукциона - не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 2 и 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ).

Сроки внесения заказчиком изменений:

  • в извещение о проведении электронного аукциона - не менее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 6 ст. 63 Закона N 44-ФЗ);
  • в документацию - не менее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).

После того как участник получил электронную цифровую подпись, прошел аккредитацию на электронной площадке, нашел необходимую информацию о проводимом электронном аукционе, он изучает документацию о проводимом аукционе (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение об участии в таком аукционе.

Затем участник вносит денежные средства на свой счет на электронной площадке для обеспечения своего участия в электронном аукционе. При поступлении денежных средств на счет у участника появляется возможность участвовать в аукционе. После этого либо одновременно участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2 частей, согласно требованиям ст. 66 Закона N 44-ФЗ, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их электронной подписью и отправить оператору электронной площадки. После отправки заявки денежные средства на счете участника в размере обеспечения заявки будут заблокированы оператором.

Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок. На данном этапе заказчик может произвести отбор участников на соответствие представленных ими технических условий своему техническому заданию. По результатам данного отбора для дальнейшего участия допускаются участники, которые его прошли.

Срок рассмотрения заказчиком первых частей заявок на участие в электронном аукционе: не более 7 дней с даты окончания срока подачи указанных заявок (ч. 2 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок (ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в аукционе и готовит протокол подведения итогов. Заказчик выбирает победителя по признаку наименьшей заявленной стоимости, однако может проводиться процедура по снижению стоимости. Выигрывает тот участник, который предложил наименьшую стоимость.

Сроки:

  • приема первого ценового предложения: 10 минут от начала проведения такого аукциона (ч. 11 ст. 68 Закона N 44-ФЗ);
  • завершения электронного аукциона: по истечении 10 минут с момента подачи последнего ценового предложения (ч. 11 ст. 68 Закона N 44-ФЗ);
  • размещения операторов на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона: в течение 30 минут после окончания аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ);
  • направления оператором электронной площадки уведомлений участникам, вторые части которых были направлены на рассмотрение заказчику: в течение 1 часа после размещения протокола проведения электронного аукциона (ч. 19 ст. 68 Закона N 44-ФЗ);
  • рассмотрения вторых частей заявок: не более 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (ч. 5 ст. 69 Закона N 44-ФЗ);
  • размещения заказчиком на электронной площадке протокола подведения итогов электронного аукциона: не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов электронного аукциона (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем аукциона, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

Сроки размещение заказчиком проекта контракта (без подписи): в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона (ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Если участник признан победителем аукциона, то он готовит обеспечение исполнения.

Сроки размещения победителем подписанного контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта: в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта (ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Контракт или договор может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты объявления победителя аукциона (ч. 9 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Создание сайта – vk-site.com