ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ В 2019 ГОДУ

Материал подготовлен
специалистами ООО "ЮрСпектр"

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 6 ноября 2018 г.

В рамках практической конференции "Реформа строительной отрасли Республики Беларусь: итоги-2018, новации-2019", организованной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры) совместно с ООО "ЮрСпектр", выступили ведущие специалисты в сфере закупок в строительстве. Они дали практические рекомендации организациям, как в условиях изменяющегося законодательства сориентироваться в порядке проведения процедур закупок.

Рассказал о произошедших изменениях в порядке проведения закупок в строительстве в 2018 году и планируемых новациях в 2019 году, а также ответил на актуальные практические вопросы начальник отдела ценообразования Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Ширей Виктор Иванович.

Что изменилось в закупках в строительстве в 2018 году

В 2017 году был принят Декрет от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства" (далее - Декрет N 7), который установил нормы о неприменении законодательства о закупках при строительстве к закупкам полностью за счет внебюджетных (собственных) средств.

В развитие Декрета N 7 был принят Указ от 16.08.2018 N 322 "О дополнении и изменении указов Президента Республики Беларусь". Он внес изменения в том числе в Указ от 20.10.2016 N 380 "О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве" (далее - Указ N 380).

Претерпели корректировку подпункты 1.4 и 1.11 пункта 1 Указа N 380

В частности, из подпункта 1.4 исключены обязательства проведения торгов для:

  • жилых домов - при стоимости строительства 6000 базовых величин и более;
  • госорганизаций и хозобществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства 100000 базовых величин и более.

Действие данной нормы распространяется в настоящее время только на строительство объектов при стоимости строительства 6000 базовых величин и более за счет бюджетных и приравненных к ним средств.

Из подпункта 1.11 Указа N 380 исключены случаи строительства:

  • одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
  • объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
  • газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств.

Таким образом, после вступления в силу Декрета N 7 необходимость проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов и, следовательно, применения Указа N 380 сохраняется лишь при проведении данных закупок за счет бюджетных средств. При проведении закупок при строительстве объектов из иных источников порядок проведения процедур закупок не регламентирован. В связи с этим закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, целесообразно проводить на основании локальных нормативных правовых актов (ЛНПА), утвержденных руководителями этих субъектов хозяйствования. Такая позиция содержится в письме Минстройархитектуры от 26.03.2018 N 04-3-01/3918.

Что изменится в закупках в строительстве в 2019 году

Указ N 380 действовал до 1 января 2019 г. В связи с этим Минстройархитектуры подготовлен новый проект Указа об осуществлении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (далее - проект Указа). Он аналогичен Указу N 380, за исключением отдельных моментов. Проект Указа также распространяет действие только на бюджетное финансирование. Нововведения, в частности, заключаются в следующем:

  • предоставляется право без проведения процедур закупок на выполнение работ выбирать организации при ликвидации чрезвычайных аварийных ситуаций. Данное требование не противоречит подпункту 4.4 пункта 4 Декрета N 7, в котором прописаны аналогичные нормы. Вместе с тем норма о чрезвычайных аварийных ситуациях несколько шире, чем закрепленная в настоящее время в Указе N 380 норма об аварийном ремонте зданий, сооружений. Без процедур закупок будут выполняться все аварийно-восстановительные работы, не только ремонт;
  • подпункт 1.6 проекта Указа по сравнению с подпунктом 1.6 Указа N 380 дополнен нормой о том, что проведение подрядных торгов будет не обязательным также в случае внесения изменений и дополнений в проектно-сметную документацию. Обязательным в данном случае будет проведение переговоров. Переговоры также можно будет провести при закупке дополнительных работ у подрядных организаций;
  • приняты положительные изменения для организаций, которые осуществляют текущий ремонт за счет бюджетных средств. В проект Указа включена норма, которая предоставляет право без проведения процедур закупок при строительстве и процедур государственных закупок определять поставщиков товаров при стоимости закупки до 100 базовых величин на выполнение работ по текущему ремонту;
  • предоставляется право Минстройархитектуры создать Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве. Предполагается, что данная комиссия будет осуществлять координацию деятельности госорганов по выработке единой методологии в области организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Это обусловлено тем, что Межведомственная комиссия, деятельность которой регламентирована Указом от 16.11.2006 N 676 и постановлением Совмина от 20.02.2007 N 224, обладает не достаточным объемом полномочий. Решать все вопросы закупок при строительстве с ее помощью проблематично.

Планируется, что в первой половине ноября 2018 г. проект Указа будет передан на согласование в Правительство. В 2019 году он придет на смену Указу N 380. После утверждения нового Указа будут внесены соответствующие корректировки в постановление Совмина от 31.01.2014 N 88 "Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов" (далее - Постановление N 88).

Ответы на вопросы:

Вопрос: Какие действия на случай, если вместо Указа N 380 по закупкам в строительстве не примут иной акт или примут не сразу? Какие процедуры применять? Как осуществлять закупки товаров, работ, услуг при аварийно-восстановительном ремонте капстроений?

Ответ: до 1 января 2019 года закупки товаров (работ, услуг) при строительстве за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, осуществляются в соответствии с Указом N 380 и Положением N 88.

Указанные выше нормативные правовые акты утратили свою силу 1 января 2019 года.

Если вместо Указа N 380 не будет принято иного акта, устанавливающего особенности осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет указанных выше средств, то в случае если приобретение товаров (работ, услуг) для строительства будет осуществляться полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то подлежит применению законодательство о государственных закупках при наличии признаков, характерных государственной закупки (абз. 3 ст. 1 Закона о госзакупках), а именно, источника финансирования (полностью или частично бюджетные средства и (или) средства государственных внебюджетных фондов) и субъекта (их осуществляет получатель указанных средств).

Для тех закупок товаров (работ, услуг) для строительства, которые будут осуществляться за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, специальное правовое регулирование будет отсутствовать, соответственно выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) должен осуществляться с учетом общих норм гражданского законодательства.

Для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, подлежат применению нормы Декрета N 7.

Так, субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично указанных средств, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета N 7).

В свою очередь, учитывая конструкцию нормы, очевидно для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) не имеет значения источник финансирования для целей неприменения требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, однако поскольку в отсутствие специального акта вместо Указа N 380, в котором как раз и установлены требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве, полагаем, с 1 января 2019 года для такого ремонта при его финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов необходимо руководствоваться нормами Закона о госзакупках.

Если вместо Указа N 380 будет принят нормативный правовой акт, которым будут установлены требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве, то порядок его вступления в силу очевидно будет установлен в самом акте, с учетом которого и будут применяться его нормы.

Вопрос: Можно ли в целях закупок при строительстве приравнивать к бюджетным средствам льготные кредиты, которые выдаются гражданам для строительства жилых домов? С применением каких процедур закупок следует осуществлять строительство в данном случае?

Ответ: Строительство жилых домов за бюджетные средства является госзаказом. В указанном в вопросе случае имеет место строительство за собственные средства. Гражданам выдается кредит, который они впоследствии погашают. Такие средства будут считаться собственными средствами граждан. Льготные кредиты, выдаваемые гражданам, к бюджетным средствам в данном случае не приравниваются. Указ N 380 при этом применяться не будет. В целом разъяснение вопросов отнесения средств к бюджетным или собственным находится в компетенции Минфина.

Вопрос: В организации могут отсутствовать специалисты с достаточной квалификацией в вопросах строительства для того, чтобы разработать локальные документы с учетом всех тонкостей правового регулирования данной сферы. Можно ли разработать примерную форму договоров для закупок при строительстве, форму ЛНПА, регулирующего порядок закупок за счет собственных средств, чтобы предусмотреть в них все возможные нюансы?

Ответ: Разработка таких документов в настоящее время не планируется. Организации вправе взять за основу и утвердить у себя локальным документом уже существующие порядки закупок. Например, порядок, предусмотренный Постановлением N 88 либо постановлением Совмина от 15.03.2012 N 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств". Никто не запрещает использовать эти документы. Они действуют в настоящее время и давно используются на практике. Однако при их использовании важно учитывать некоторые исключения. Например, в части урегулирования споров в закупках в строительстве за счет собственных средств субъекты хозяйствования не смогут обратиться за их решением в Межведомственную комиссию. Это обусловлено тем, что данная комиссия уполномочена рассматривать вопросы только бюджетных организаций.
Что касается формы договора, вопросы заключения договора строительного подряда урегулированы, в частности, Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совмина от 15.09.1998 N 1450.

Вопрос: Дополнительные работы - переговоры? Вы говорили о том, что будет упрощена процедура выбора подрядных организаций для выполнения дополнительных работ. В данном случае будет разрешено проводить переговоры. Это касается вопросов превышения 10-процентного порога?

Ответ: Размер превышения не имеет значения. Норма, предусмотренная в настоящее время пунктом 9-1 Постановления N 88 об изменениях объема закупки в рамках 10%, будет исключена. Процедура закупки в строительстве будет считаться завершенной в момент заключения договора. Комиссия по-прежнему будет работать до момента заключения договора.

Вопрос: Возможно ли будет в 2019 году ли проведение переговоров в случае дополнительной закупки с одной подрядной организацией? Либо их должно быть несколько?

Ответ: Постановление N 88 на сегодняшний день допускает проведение переговоров с одним поставщиком при отсутствии конкуренции на рынке товаров и при наличии соответствующего обоснования. В 2019 году данная норма будет актуальна и для дополнительной закупки работ. Таким образом, в обосновании проведения переговоров с одним участником при дополнительной закупке работ можно будет указать, что на объекте работает организация, которая выполнила практически весь объем работ, при этом есть сопутствующие работы, которые необходимо закупить у данной организации. И работы в случае их закупки у иной организации могут быть иного качества и не совместимы с уже выполненными.

Вопрос: Необходимо ли применять законодательство о закупках при строительстве при закупке товаров для строительства объекта и проведения строительно-монтажных работ на территории Республики Беларусь, если строительство осуществляет иностранная генподрядная организация за счет средств кредитной линии, выданной под гарантии правительства Республики Беларусь? Например, в случае, если генподрядчик - резидент Китайской Народной Республики планирует закупать строительные материалы в своей стране по месту своего нахождения - в Китае.

Ответ: Средства, выданные под гарантии Правительства Республики Беларусь, считаются бюджетными средствами. В связи с этим при строительстве объекта и проведении строительно-монтажных работ на территории Республики Беларусь с привлечением бюджетных средств необходимо проводить закупки в строительстве с применением норм Указа N 380 и Постановления N 88.

Вопрос: Можно ли приравнять к чрезвычайной ситуации случаи проведения срочных строительных работ, например, по указанию вышестоящей организации, в том числе перед приездом Главы государства, и закупить строительные работы за бюджетные средства без проведения процедур закупок при строительстве?

Ответ: Нет, данные случаи к чрезвычайным ситуациям не относятся. Необходимо проведение процедур согласно Указу N 380 и Постановлению N 88.

Вопрос: Применимы ли к отношениям в строительстве договоры аутсортинга/аутстаффинга?

Ответ: Нет, законодательство о закупках в строительстве заключение договоров такого плана не предусматривает. В частности, строительство объекта строительства или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ осуществляется на основании договора строительного подряда. Правила его заключения и исполнения утверждены Постановлением N 1450. На проектные работы распространяет действие постановление Совмина от 01.04.2014 N 297 "Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством".

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2018
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

Создание сайта – vk-site.com