ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2019 Г.

Ю.А.АМЕЛЬЧЕНЯ,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры гражданского
и хозяйственного права
Академии управления
при Президенте
Республики Беларусь,
медиатор

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 14 января 2019 г.

Действующее законодательство устанавливает различные правила для приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве в зависимости от источника финансирования строительства объекта.

Так, с 26 февраля 2018 г. на основании Декрета N 7 ряд субъектов хозяйствования освобожден от обязанности применения установленных законодательством требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве.


В частности, предусмотрено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета N 7).


В случаях же, когда финансирование строительства объекта осуществлялось полностью или частично за счет упомянутых выше средств - средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, подлежали применению нормы Указа N 380, принятого в его развитие постановления N 88.


Однако следует учитывать, что Указ N 380 и упомянутое постановление действовали до 1 января 2019 г.


Взамен Указа N 380 на сегодняшний день не принято какого-либо акта, хотя общественное обсуждение его "преемника" Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь проводилось (Режим доступа: http://www.mas.by/ru/obsujd_proektow/. - Дата доступа: 14.01.2019).


Учитывая сложившуюся на 1 января 2019 г. ситуацию, полагаем возможным высказать мнение относительно применения законодательства при приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве:

  1. Если источник финансирования - собственные средства субъектов хозяйствования (исходя из подхода, сформированного в Декрете N 7), то есть не относящиеся к республиканскому или местным бюджетам, государственным внебюджетным фондам, внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Совмина, кредитам банков Республики Беларусь, привлеченным под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, то приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве объектов осуществляется без применения каких-либо специальных правил и процедур закупок. Порядок такого приобретения определяют субъекты хозяйствования самостоятельно.
  2. Если источник финансирования - средства республиканского или местного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, то исходя из норм Закона о госзакупках подлежит применению законодательство о государственных закупках, в том числе правила о включении соответствующей потребности в годовой план государственных закупок, проведение процедур государственных закупок, предусмотренных названным Законом и т.п.
  3. Если источник финансирования - средства, относящиеся к внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Совмина, кредитам банков Республики Беларусь, привлеченным под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, то при отсутствии специальных правил для их освоения для целей приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве какие-либо процедуры закупок не предусмотрены вовсе.
  4. Если речь идет об осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) и приобретении для этих целей товаров (работ, услуг), то с учетом конструкции нормы в Декрете N 7 не имеет значения источник финансирования для целей неприменения требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, однако, полагаем, при отсутствии специального акта вместо Указа N 380, в котором установлены "требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве", с 1 января 2019 г. для такого ремонта при его финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов необходимо руководствоваться нормами Закона о госзакупках.

Следует также отметить, что на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, не распространяется действие постановления N 229 (п. 3 приложения 1 к постановлению N 229).

Тем самым в сложившейся ситуации необходимо учитывать источник финансирования для целей определения законодательства, нормы которого подлежат применению для регулирования отношений. В свою очередь, если нормативный правовой акт вместо Указа N 380 будет принят, следует в первую очередь обратить внимание на сроки вступления его в силу и то, на какие отношения он распространяет свое действие, в том числе с какого момента такие отношения должны возникнуть, чтобы для них применялись нормы этого акта.

Создание сайта – vk-site.com