Рынок электронных торговых площадок в России активно развивается с 2010 года. В этом же году нормативно были закреплены официальные площадки для закупок в рамках 94-ФЗ.
Однако, для закупок малого объема, сначала в рамках 94-ФЗ, а после и в рамках 44-ФЗ никакого отбора пока не проводилось. В результате рынок электронных магазинов для таких процедур за 10 лет сложился самостоятельно. И на данный момент в нем уже определены ключевые игроки. Это ряд сервисов на базе торговых площадок для закупок в рамках 44-ФЗ, а также несколько отдельных электронных сервисов, которые занимают лидирующее положение в регионах России.
Для начала давайте разберем, что такое закупки малого объема или ЗМО. Это процедуры, которые являются разновидностью закупок у единственного поставщика. Заказчик может не проводить конкурентный тендер, а выбрать подрядчика напрямую. В 44-ФЗ таким образом он может закупиться на сумму до 600 тысяч рублей за один раз, но годовой объем ЗМО не должен превышать 2 млн рублей или 10% от всех тендеров, но не более 50 миллионов в год. Если процедура проходит на федеральной площадке, то заказчик имеет право закупить товары, работы и услуги до 3 млн рублей (за один раз).
Заказчики по 223-ФЗ могут закупаться у единственного поставщика в рамках ЗМО на сумму до 100 тысяч рублей за один раз. Если их годовая выручка составляет 5 млрд рублей и более, то до 500 тысяч рублей.
Обратите внимание: В среднем в России по прямым договорам ежегодного проводится закупок на сумму более 1 триллиона рублей. Данный факт говорит о том, что такие процедуры нуждаются в цифровизации, чтобы сделки проходили прозрачно, а не за закрытыми дверями. Для этого и существуют электронные магазины.
Электронный магазин - это сервис или сайт, на котором заказчики могут опубликовать извещение на закупку малого объема, рассмотреть предложения и выбрать нужного подрядчика. В таких сервисах можно проводить процедуры до 600 тысяч рублей. С помощью них поставщики могут найти нужную закупку и поучаствовать в ней. С годами их функционал расширялся, сегодня это не просто сервисы для ЗМО, но и полноценные консалтинговые центры.
Здесь публикуются:
Кроме того, электронные сервисы работают и по типу маркетплейса. Поставщики оформляют свои товары, работы и услуги на онлайн-витринах, заказчики листают каталог и выбирают понравившийся товар. Такие процедуры также называются “закупками с полки”.
В данном случае мы будем сравнивать их с конкурентными тендерами по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые проводятся на электронных торговых площадках.
Обратите внимание: находясь в Реестре недобросовестных поставщиков, вы не сможете участвовать в гостендерах в течение 2-х лет. Такое наказание следует за отказ заключать контракт в случае выигрыша в конкурентном тендере по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также за некачественное исполнение этого контракта (нарушили условия поставки или привезли некачественный товар). В ЗМО такой практики нет.
Напрашивается вопрос: если заказчику разрешают закупиться у единственного поставщика напрямую, то зачем нужен посредник в виде сервиса?
Давайте рассмотрим, какие потребности заказчика закрывает электронный магазин:
Давайте рассмотрим:
В период пандемии коронавируса электронные магазины наглядно продемонстрировали свою эффективность. Цифровое снабжение в рамках ЗМО позволило преодолеть негативные экономические последствия от введенных ограничений. Сейчас данные сервисы, в связи с увеличением оснований для закупок у единственного поставщика, также набирают популярность.
Электронные магазины работают по двум схемам. Объясним на примере:
В первом случае заказчик регистрируется в системе, публикует извещение, а поставщики откликаются на него, предлагая свои коммерческие предложения. Заказчик в короткие сроки рассматривает варианты и выбирает лучший по цене и качеству.
Обратите внимание: цена не всегда играет решающую роль, заказчик также обращает внимание на качество предлагаемых товаров, работ и услуг. В некоторых случаях он может запросить подтверждение предыдущего опыта в закупках - копии исполненных контрактов.
Во втором случае магазин работает по типу маркетплейса (закупки с полки). Поставщики заранее размещают свои товары, работы и услуги в электронном каталоге, оформляют “витрину”, заказчик листает каталог и добавляется в корзину понравившийся вариант. Если условия устраивают обе стороны - они заключают контракт. Даже в таком способе система позволяет сформировать заказчику всю необходимую отчетность.
При выборе поставщика заказчик также учитывает нюансы логистики: чаще всего он обращает внимание на предложения с доставкой из родного региона. В некоторых случаях услуги доставки могут выйти дороже стоимости товара.
Как мы уже писали выше, в таких сервисах практикуется формирование специальных выделенных секций (по регионам или по конкретным заказчикам). Это позволяет учесть НПА, регламенты, инструкции и специфику каждого субъекта или компании для максимально эффективных закупок.
Также стоит отметить, что в 2022 году в магазинах формируются каталоги импортных товаров, ввезенных в Россию с помощью параллельного импорта. Они набирают популярность. Кроме того, появляются каталоги товаров отечественного производства, которые позволяют закрыть часть спроса заказчиков.
Электронные магазины - это удобный современный инструмент для цифровизации закупочной деятельности. Он экономит время, деньги и нервы закупочным отделам: позволяет выбирать подходящее предложение на основе грамотной аналитики, а также автоматически формировать необходимую отчетность.
Практика активной работы в направлении цифровизации ЗМО показала, что основными поставщиками в них являются малые и средние предприниматели, ремесленники. Данная категория поставщиков вовлечена в культуру электронных закупок лишь на треть.