Обсудим тендерное сопровождение, гарантии победы в тендерах. Расскажем о загадках тендерного сопровождения. Приведем примерный расчет для вычисления процента выигрыша в аукционе для получения контрактов на 1 миллион рублей. Подробно опишем наш подход к работе.
Это смущает некоторых клиентов. Если нет гарантий победы в тендере, то вместо выгодного контракта можно понести расходы. Ни одна добросовестная компания по сопровождению тендеров не будет гарантировать победу. Такая организация сможет обеспечить участие в тендере - грамотную подготовку документов и допуск заявки.
Рассмотрим вопрос гарантий в разрезе трех основных видов тендеров:
В тендере в форме электронного аукциона цена контракта зависит от уровня конкуренции, который в 2017 году составил три заявки на 1 лот. Если подобрать хороший аукцион без признаков того, что он сделан под кого-то, придется конкурировать по цене с несколькими компаниями и проявить конкурентоспособность. Если вы не будете единственным участником и не захотите снижать цену, то вместо выигрыша можно гарантировать только проигрыш. Сопровождение торгов здесь не поможет.
В тендере в форме открытого конкурса выигрыш дает не низкая цена, а лучшее предложение. Шансов на победу меньше, чем в аукционе, готовить документы сложнее. Поэтому многие поставщики игнорируют конкурсы.
Если ценовой критерий составляет 80% — конкурс проще выиграть за счет снижения цены. Даже, если заказчик поставит «своему» участнику остальные 20 баллов, можно перекрыть их 25% падением в цене, если маржа позволяет это сделать (в работах и услугах). Возможен эффект самоуверенного участника, который так уверен в победе, что не захочет сильно падать в цене и терять деньги. Если он снизит цену на 10%, а вы на 35%, то победа будет ваша.
Если ценовой критерий составляет менее 50% — выиграть конкурс можно только за счет неценовых критериев: опыта, квалификации, сроков. Заказчик может определить победителем кого захочет, если критерии оценки необъективные и основаны на личной оценке заявки членами конкурсной комиссии.
Побеждать в конкурсах реально при условии подготовки убедительных заявок, подтверждающих опыт и квалификацию участника, грамотного моделирования всех критериев оценки, хорошего технического предложения заказчику.
Рекомендуем участвовать в конкурсах, если у вас есть портфолио и хорошая команда. Тендерное сопровождение в конкурсах позволит грамотно подготовить документацию и подобрать наиболее выигрышные критерии для оценки заявок.
Запрос ценовых предложений — процедура простая:
Максимальная стоимость товара (услуги) - до 1000 базовых величин, заявка состоит из одной или нескольких страниц, можно массово подавать десятки заявок и выигрывать часть из них.
Шансы выиграть запрос ценовых предложений высоки при хорошем снижении цены. Есть только 1 ставка по цене «вслепую». Если заказчик не пойдет на подлог, то выиграть один из нескольких запросов не составит труда. После 5-10 подач на запросы ценовых предложений и пары побед можно почувствовать себя профессионалом.
Просто потому, что закупки конкурентные. Есть вероятность, что при любых заслонах пробьются конкуренты и создадут ту самую конкуренцию. Следовательно, победит наиболее эффективный. Государственные закупки регулируются законом. Заказчик ограничен в "творчестве". Есть органы контроля, процедуры обжалования, ответственность за нарушения. Гайки постепенно закручиваются.
Гарантий нет. Это аксиома. Будьте реалистами.
Есть люди, которые хотят верить в сказки.. Особенно в которые очень приятно верить. За исследование иррационального подхода к принятию решений даже присуждена Нобелевская премия. Не попадайтесь на удочку сладких обещаний. Сопровождение в тендерах - не исключение.
Гарантий победы в тендере нет. Это плохая новость?
Тендер является каналом продаж продукта (товара, работы, услуги) клиенту. Эта новость так же плоха, как любой отказ клиента в ходе переговоров купить продукт.
Если вы уверены в продукте, его соответствии потребностям клиентов, рыночной цене, то и дальше будете предлагать его другим и сделаете продажи. Можно ли требовать от менеджера гарантию, что он продаст продукт 10 потенциальным клиентам из 10 или первому клиенту сразу?
Вы готовы продать товар по определенной цене. Если конкуренты не упадут ниже, то заказчик гарантированно купит у вас, он обязан. Если конкуренты упадут ниже вашей цены, то заказчик все равно купит.. но у них. Сопровождение тендеров гарантированно донесёт ваше предложение до заказчика.
Основная форма тендеров (68,3%) - электронный аукцион. Сколько раз нужно проиграть, чтобы выиграть аукцион?
Если конкуренты не попадут на аукцион, то вы выиграете торги по максимальной цене и получите сверхприбыль.
Если вы были готовы снизить начальную цену на 20% при себестоимости в 60-70%, т.е. получить 10-20% прибыли, а получите дополнительно 20%, то сделаете двойную-тройную маржу. Такие случаи не редкость - индекс одной заявки в 2017 году составил 6,6%. Сопровождение помогает выявить аукционы с малой конкуренцией и участвовать именно в них, не распыляя усилия.
Конверсия из переговоров в продажу на большинстве рынков от 0,5 до 5%. То есть, в лучшем случае в традиционных продажах продукт покупает 1 клиент из 20. На остальные 19 тратится время и деньги, которые можно направить на профессиональное сопровождение аукционов.
Но компании все равно рады, что 1 из 20 клиентов купил. Показатель можно улучшить, потом он достигнет потолка и прекратит расти. В электронных аукционах из 10 заявок выигрывают от 1 до 3. Процент зависит от отрасли, региона, сложности, цены.
Средний показатель по рынку — 20%. Да, грубо говоря, шансы выиграть тендер — 20%. То есть из 10 аукционов можно выиграть 2. Точнее этот показатель рассчитывается в ходе анализа прошедших сопоставимых торгов. Вычислите процент выигрыша конкурентов и ориентируйтесь на эти цифры. Однако, не забывайте о "черных лебедях"
Основная задача - организовать процесс участия в нужном количестве тендеров, исходя из ваших целей по объему продаж.
Например, вы рассматриваете контракты от 200 до 500 тысяч рублей рублей. Средняя цена — 350 тысяч рублей. Средний выигрыш — 20%, снижение цены — 20%. Значит, нужно участвовать в 5 закупках, чтобы выиграть 1 контракт на 280 тысяч рублей.
Чтобы выиграть контракты на 1 миллион рублей - потребуется выиграть 4 аукциона, а принять участие в 20!
Задача - выбрать 20 подходящих аукционов. Подготовить документы так, чтобы заявки были допущены, торги отыграны, выиграна нужная часть, контракты подписаны и исполнены.
Чтобы найти 20 аукционов, которые соответствуют вашим критериям, не имеют признаков недобросовестности, избыточных требований и прочих подозрительных параметров, потребуется просеять примерно 100. Цифра зависит от отрасли.
Это может быть 50, а может и 500. Какие-то будут подходить, но после просчета покажутся невыгодными.
Сопровождение аукционов помогает поставить на поток поиск, подбор и участие в нужном количестве торгов и работать над каждым показателем.
Требуется организовать системную работу и добиться расчетных показателей участия в тендерах.
У компаний, которые постоянно участвуют в тендерах, есть штатные тендерные специалисты, проводящие сопровождение торгов. Есть и целые тендерные отделы. Для таких организаций, тендеры — полноценный канал продаж. Тендерный отдел требует немалых затрат, но и приносит отдачу, окупает себя и развивает бизнес.
Для компаний, которые еще не заработали деньги в госзакупках, подобные затраты выглядят слишком рискованно. Лучше двигаться постепенно. Вложить в новый канал продаж небольшие суммы. Посмотреть как он работает, какую дает отдачу. Дальше расширять канал.
Если нанимать тендерных специалистов затратно, есть 4 возможных пути:
Если речь идет о сотнях тысяч и миллионах, нужны реальные результаты, то самостоятельное обучение или наем фрилансера не приведут к успеху. Все равно это будет дольше и дороже. Участие в тендерах с нуля — непростая задача. Она требует профессионализма, самоотдачи и постоянного развития.
По некоторым оценкам в Беларуси насчитывается около 5 000 «специалистов» когда-либо работавших с госзакупками.
Как правило такие сотрудники есть у тысяч госзаказчиков. Каждая школа, больница и т.п. проводит закупки продуктов, медикаментов или материалов. 95% из этих "специалистов" не смогут провести тендер на стороне поставщика, обеспечить массовое сопровождение торгов.
Найти опытного универсала, который будет рассматривать участие в тендерах как бизнес-задачу сложно. Сразу это не очевидно. Процесс многие оценить просто не в состоянии и потребуются месяцы, чтобы эта работа начала приносить результаты.
Задача — найти компанию на тендерное сопровождение под ключ, которая сможет добиться системного результата.
Основная задача - сопровождение государственных закупок. Подрядчик должен проводить мониторинг тендеров, анализировать документацию, готовить заявки, проводить торги, заключать контракты и все это в комплексе. Желательно найти качественную компанию по адекватной цене. Не потерять деньги и время.
Рынок компаний, оказывающих услуги по сопровождению тендеров довольно разношерстный. Фирмы по сопровождению тендеров можно разделить на несколько категорий:
Непрофильные компании. Поисковые порталы, юридические и бухгалтерские фирмы, для которых сопровождение тендеров и аукционов не является основной деятельностью. Являются посредниками или в штате только один специалист по тендерному сопровождению.
Некоторые крупные порталы. Нацелены на агрессивные продажи годовых тарифов и подписок. Услуги по участию в тендерах - только повод. Их задача - всеми правдами и неправдами продать годовой тариф. Такие компании сладко поют, гарантируют победу в тендере, обещают чудеса после оплаты. Имеют штат специалистов, ориентированный на поток. Надолго врезаются в память, подрывают репутацию услуг тендерного сопровождения. Вернуть деньги потом крайне сложно даже через суд.
Мелкие игроки. Чаще всего за «компанией» стоит фрилансер. Сайт сделан в виде кустарного информационного ресурса либо одной длинной яркой страницы. Может быть указан только электроный адрес.
Проводить тендерное сопровождение и не иметь офиса - это странно. Цены на услуги по сопровождению тендеров могут быть низкими или заоблачными. Эта категория составляет более 50% рынка тендерного сопровождения. Обертка бывает разная, но суть одна. Подумайте, нужно ли вам тендерное сопровождение под ключ от частного лица.
Специализированные компании. Основное направление деятельности - тендерное сопровождение. Имеют офис, штат от нескольких человек до десятков специалистов. На сайте есть подробное описание услуг, статьи и т.д. Клиент может сориентироваться.
Это единственная категория, которой стоит доверить тендерное сопровождение. Надежные компании среди них есть!
Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от поиска и анализа закупки до участия в тендере и подписания контракта.